Современный российский режиссёр, многократный лауреат премии «Золотая маска». Выпускник Российской академии театрального искусства (ГИТИС). Дважды лауреат первой ежегодной международной премии The Opera Awards 2013 в номинациях Лучший режиссёр и Лучший спектакль.
Профессиональную деятельность начал постановками драматических спектаклей, и первую «Золотую Маску» за лучший спектакль ему принесло «Двойное непостоянство» (2002), поставленное по пьесе Мариво в новосибирском театре «Красный Факел».
Черняков и оперные произведения ставит как драматические, по законам психологического театра. Дебютом Чернякова на музыкальной сцене стала мировая премьера оперы Владимира Кобекина «Царь Давид» (1998) в Новосибирском театре оперы и балета. Здесь же Черняков поставил одни из самых резонансных своих спектаклей – оперы Верди «Аида» (2004) и «Макбет» (2008; ко-продукция с Парижской оперой).
Музыкальным руководителем обеих постановок выступил дирижёр Теодор Курентзис, в сотрудничестве с которым Черняков поставил также «Воццека» Альбана Берга в Большом театре (2009) и «Дон Жуана» Моцарта, ко-продукцию Большого театра и фестиваля в Экс-ан-Провансе.
Среди других резонансных постановок Чернякова в России — «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова и «Тристан и Изольда» Вагнера в Мариинском театре (2001 и 2005 годы; музыкальный руководитель – Валерий Гергиев), «Евгений Онегин» Чайковского в Большом театре (2006; музыкальный руководитель – Александр Ведерников). Постановкой «Руслана и Людмилы» Глинки (музыкальный руководитель — Владимир Юровский) в 2011 году открылась историческая сцена Большого театра.
Черняков — самый востребованный в мире российский режиссёр. Его первой постановкой за рубежом стал «Борис Годунов» Мусоргского в Берлинской государственной опере Unter den linden (2005; музыкальный руководитель — Даниэль Баренбойм). С тех пор Черняков работал в La Scala и Met, ставил в Мюнхене, Цюрихе, Лионе, Брюсселе, Амстердаме, Гамбурге. «Садко» в Большом театре — премьера 2020 года.