• Опера
  • Детям
6+

Сказка о царе Салтане

Вам_может_понравиться

  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place

О событии

Опера Николая Римского-Корсакова. Исполняется на русском языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках). Все наверняка знают виртуозную пьесу «Полёт шмеля», жужжащий образец музыкального perpetuum mobile. Но это лишь один фрагмент из красочной оперы Римского-Корсакова — мастера и поэта оркестра. Есть в «Сказке о царе Салтане» и картины моря, ночного леса, рассвета, предпосланные композитором каждому действию. Запомнятся слушателям расцветающие в оркестре пленительные мелодии Царевны Лебеди и грозный марш шумных морских витязей. Сам автор не без гордости называл эту партитуру «руководством к фокусам». Поскольку русский слушатель прекрасно знает сюжет, то либреттист Владимир Бельский и композитор, сказывая сказку в очередной раз, усложняют её интригу новыми героями и ситуациями, украшают подробностями: безымянную жену Салтана у них зовут Милитриса, царство Салтана — это Тьмутаракань, а царевич Гвидон правит на острове Леденце. Но если Пушкин замечает, что сказочная белка, грызя орешки, «поёт при честнóм при всём народе «Во саду ли, в огороде»…», то Римский-Корсаков не отказывает себе в удовольствии эту песню процитировать. А встречу Гвидона жителями острова Буяна иллюстрирует хором на мотив знаменного распева, ведь поэт упомянул, что в тот момент «хор церковный Бога славит». В подобном узнавании и кроется во многом удовольствие от оперы: для юных зрителей — это ожившая на сцене волшебная сказка, для более искушённых — образец условного театра, творческий комментарий одного художника, композитора-«фокусника», к тексту другого — поэта-«сказочника». Этот спектакль — один из самых красочных на мариинской сцене. Режиссёр детского музыкального театра «Зазеркалье» Александр Петров привычно стремится занимать внимание зрителей живыми картинами. В этом ему помогает сценография Владимира Фирера. В декорациях и костюмах не случайно угадываются знаменитые книжные иллюстрации Ивана Билибина: постановка и была задумана как узнавание сказки Пушкина, любимой с детства. Пролог: Зимним вечером в светлице деревенской избы три сестры сидят за пряжей. Старшая и средняя хвастают своей красотой, а младшая молчит. За кротость и скромность сёстры считают её дурочкой и заставляют работать на них. Размечтались они, чем каждая прославилась бы, если бы царь взял её замуж. Старшая хвалится задать невиданный пир, средняя — в одиночку наткать на весь мир полотна, а младшая говорит, что родила бы для батюшки-царя богатыря-сына. Всё это слышал притаившийся под окошком царь Салтан. Он входит в светлицу и объявляет решение: жить всем трём во дворце, старшей быть поварихой, средней — ткачихой, а младшей — царевой женой. Царь ушёл с младшей сестрой, а две другие вместе с бабой Бабарихой стали советоваться, как расстроить счастье удачливой дурочки. И задумали они обмануть Салтана. Действие первое: Царь уехал на войну, а тем временем родился у молодой царицы Милитрисы сын. Мирно течёт жизнь во дворце. Одна лишь царица не знает покоя: тревожит её, что долго нет гонца с ответным письмом от Салтана. Напрасно Скоморох пытается развлечь её своими прибаутками; не веселят её ни сказки Старого деда, ни притворная доброта сестёр, приносящих ей подарки. Но вот появляется развязный и болтливый Гонец. Ловкие заговорщицы, подпоив его, успели подменить Салтанову грамоту. Народ мнётся в нерешительности, но отступает перед угрозами торжествующих сестёр и Бабарихи — бочку с Милитрисой и царевичем пускают в море. Действие второе: Пустынный берег острова Буяна. Сюда, вняв мольбам царицы, волна вынесла бочку. Милитриса жалобно сетует на судьбу, а заметно подросший царевич весело резвится, радуясь светлому миру. Сделав лук, он отправляется на поиски дичи, но внезапно замечает громадного коршуна, который преследует лебедя. Метко пущенной стрелой юноша убивает его. К изумлению царицы и царевича, Лебедь-птица вышла из моря и заговорила человечьим языком. Она пообещала отплатить добром за добро и исчезла. Наступила ночь. Мать и сын уснули. А с первыми лучами утренней зари из тумана по волшебству возник город. Под праздничный колокольный трезвон и пушечную пальбу из ворот его появляется торжественная процессия. Радостно приветствуют Гвидона жители сказочного города Леденца и просят стать их правителем. Действие третье: Картина первая. Стал Гвидон князем, но мучает его тоска по отцу. Он смотрит с грустью вслед кораблю, который держит путь в царство Салтана. На зов Гвидона из моря появляется Лебедь-птица. Узнав о причине его печали, она превращает князя в шмеля, чтобы он мог догнать корабль и увидеть отца. Картина вторая. Корабль приплыл к Салтанову царству. Царь приглашает корабельщиков в гости, угощает их и расспрашивает о чудесах, которые они видели, путешествуя по белу свету. Корабельщики рассказывают о волшебном появлении города Леденца на пустынном острове, о белке, грызущей золотые орешки, о тридцати трёх морских витязях и о славном могучем князе Гвидоне, правителе этого города. Салтан удивлён, он хочет посетить чудесный город, но обеспокоенные Ткачиха и Повариха отговаривают его. Бабариха рассказывает о чуде, какого нет в городе Леденце, — о заморской царевне неописуемой красоты. Обозлённый кознями заговорщиц, шмель по очереди жалит их и, вызвав всеобщий переполох, улетает. Действие четвёртое: Картина первая. Снова печальный Гвидон бродит у моря. Рассказ Бабарихи не идёт у него из памяти. В тоске призывает Гвидон Лебедь-птицу и, поведав ей о своей горячей любви к неизвестной красавице, просит помочь ему. Волнение Гвидона тронуло Лебедь-птицу, и она обернулась прекрасной царевной, о которой он так пылко мечтал. Царица Милитриса благословляет молодую чету. Картина вторая. В радостном нетерпении Гвидон и Милитриса ждут приезда Салтана. Под колокольный звон и приветствия народа царь со свитой вступает во дворец. Начинается показ чудес города Леденца. Перед изумлёнными взорами царя и гостей предстаёт в хрустальном домике волшебная белочка, проходят тридцать три морских богатыря, показываются прекрасная Царевна Лебедь и, наконец, возлюбленная Салтанова жена — царица Милитриса. Царь со слезами обнимает её и сына, на радостях прощает её завистливых сестёр. Начинается царский пир. Спектакль идёт с одним антрактом.
Читать далее
Театр-постановщик
Мариинский театр
Режиссёр
Александр Петров
Автор
Александр Пушкин
Время
180 мин.
Источник: mariinsky.ru

Популярно_наэтой_неделе

  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
Источник изображения: mariinsky.ru