• выставка
  • живопись
0+

Русское искусство XVIII — начала XX века

17 пользователей
сохранили это событие

Описание

В начале XVIII в. в России появляется масляная живопись, постепенно вытесняя традиционную и исконно русскую иконопись. Во главу теперь ставятся светские сюжеты и предпочтение отдается портрету, как камерному, так и парадному. В жанре портрета живопись достигает наибольших успехов, запечатлевая лица именитых сановников, вельмож, кавалеров и дам на фоне того или иного интерьера, пейзажа («Портрет Кокошкиной», 1780-е, неизвестного автора; «Портреты Турчаниновых», 1777, Л.С. Станищевского). С середины 1760-х гг. ведущим направлением в русском искусстве становится классицизм, свойственный европейским художественным академиям. Наиболее последовательно воплотились классицистические принципы в историческом жанре, выразившем гражданственные и патриотичные идеалы просветительства. Яркое тому подтверждение – полотно из музейного собрания А.И. Иванова «Танкред и Кларинда» (конец 1790-х). Распространению просветительских идей во многом способствовала политическая ситуация первых десятилетий правления Екатерины II, когда осуществлялись демократические преобразования общества, распространялись и внедрялись философские принципы Просвещения. Мудрой и величественной изображена Екатерина II на погрудном портрете из музейного собрания, написанным кистью неизвестного художника конца XVII в. Самостоятельным жанром в искусстве последней четверти XVIII столетия становится пейзаж, в котором во многом определились черты сентиментализма, связанного с пониманием сущности человека, его мировоззрении, духовных качеств, с возникающим интересом к внутреннему миру, единению с внешней средой. Постепенно вырабатывается образ безмятежной и спокойной природы (И.М. Тонков «Усадьба П.Г. Демидова в Сиворицах под Петербургом», конец XVIII в.). Достаточно хорошо представлены в собрании произведения первой половины XIX в. Исторические события этого периода − война с Наполеоном 1812 года, восстание декабристов 1825 года положили начало другой эпохе. Одухотворенность образов, слитых с природой, изысканность мастерства, очарование юности характерны для многих портретов того времени, когда романтизм, во многом воспринявший идеи сентиментализма, отразился на творчестве художников нового поколения: С.Ф. Щедрина («Итальянский пейзаж», конец 1810-х), В.Л. Боровиковского («Портрет Е.Т. Дубовицкой», 1809), В.А. Тропинина («Женский портрет», 1830-е), П.Е. Заболоцкого («Девушка с папиросой», 1850-е), А.Г. Венецианова («Портрет старухи», 1840-е). Художников интересовала в первую очередь яркая индивидуальность человека, его духовная жизнь, движение чувств, различные грани характера. Живопись середины XIX в. развивалась в ином ключе. В этот период основополагающим было переплетение академизма и классицизма, что способствовало выдвижению на первый план исторической картины. Интерес к отечественной истории, археологии, воссозданный пристальным вниманием к предметному миру, бытовым мелочами, интерьеру, одежде, был присущ художникам середины и второй половины XIX в. (Сажин М.М. «В церкви», 1856; И.Ф. Хруцкий «Натюрморт»). Ярким подтверждением этого интереса было творчество К.Д. Флавикого и Н.М. Плюснина, и их картины «Княжна Тараканова» (1862), «Давид перед Саулом» (1875), находящиеся в коллекции музея. Произведения художников второй половины XIX в. – крупный раздел в собрании, дающий возможность познакомиться с важнейшими процессами в искусстве того времени, его общей реалистической и демократической направленностью. В это время живопись довольно многообразна, непросто выделить в ней наиболее значительные явления. Но среди них меткие, полные юмора и сарказма сценки Л.И. Соломаткина («Метель», 1876), тонкие портретные воплощения А.И. Корзухина («Женский портрет», 1875) и Н.В. Неврева («Мужской портрет», 1861), фантастически эффектный, красочный И.Е. Репин («Женский портрет», 1881). Работы И.Н. Крамского, идейного руководителя передвижников, отмечены углубленным психологизмом, непосредственностью образа («Портрет неизвестной», 1881). Существенные явления современной ему социальной действительности чутко отразил Н.А. Ярошенко в «Портрете писателя Г.И. Успенского» (1884). Широко экспонируется в музее пейзажная живопись передвижников, отражающая развитие этого жанра, может быть, недостаточно равномерно, но на прекрасных примерах (А.К. Саврасов «Лето»,1880-е; Ф.А. Васильев «Этюд», конец 1860-х; И.И. Шишкин «Лес», 1880-е; В.Д. Поленов «Ока», «Серый день»; И.И. Левитан «Альпы. Снега», 1887). В собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств немало интересных скульптурных работ. В экспозиции представлена Екатеринбургская художественная школа, где преподавал Е.А. Алмазов («Мальчик на салазках», конец XIX в.). Непосредственно со знаменитым каслинским литьем связана работа Е.А. Лансере «Ловля диких лошадей» (1878), по этой модели на Каслинском заводе отливались многочисленные скульптуры. В коллекции музея хорошо представлены основные этапы развития отечественного фарфорового производства. Это образцы продукции Императорского фарфорового завода, изделия заводов Гарднера, Попова, братьев Корниловых, Сафронова и других предприятий. Небольшое, но интересное собрание отечественной керамики занимает сегодня заметное место среди коллекций Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Оно дает достаточно полное представление об этом прекрасном направлении художественного творчества.
Полное описание
Источник: culture.ru
Расписание

Адрес

Музей
ул. Воеводина, 5
Площадь 1905 годаГеологическаяДинамо
+7 (343) 371-06-26