• выставка
  • история
6+

Экспозиции музея Л.А. Кассиля

постоянная экспозиция Музей Л.А. Кассиля

Описание

Экспозиция "Ранний Кассиль. Творчество писателя 20-30-х годов"   Творческая судьба Л. Кассиля начинается с приезда в Москву в 1923г.: "...окончив школу, я за хорошую работу в библиотеке-читальне получил от обкома партии командировку в высшее учебное заведение по существовавшей тогда развёрстке". Лев Кассиль поступает на математическое отделение физико-математического факультета Московского государственного университета. К третьему курсу он осознаёт, что "его призвание - литература".   В зале представлены первые этапы творческого пути Л. Кассиля: его первый рассказ "Приёмник мистера Кисмиквика", опубликованный в газете "Новости радио", письма родным в Покровск, нередко содержащие сюжеты будущих литературных творений начинающего писателя.   С 1927 г. Кассиль работает над своей первой книгой, которую он решил назвать "Кондуит". "С первыми её страницами я, волнуясь, пришёл в маленький Гендриков переулок на Таганской, туда, куда давно меня влекло восторженное преклонение перед громоподобным талантом жившего там человека". "...Я позвонил у двери, на которой была прибита медная дощечка с именем Маяковского. Я позвонил, и мне открыли. Через эту дверь я вошел в литературу".   Один из ведущих комплексов зала посвящён дружбе с Маяковским. Кассиль был принят в группу писателей-футуристов, его друзьями стали Маяковский и Брики, Бурлюк и Кручёных. В журнале Маяковского "Новый Леф" в 1928г. были напечатаны материалы к книге "Кондуит", которые Кассиль объединил названием "Изустный период в городе Покровске".   Одна из тем зала - судьба брата писателя - Иосифа Абрамовича Кассиля, погибшего в годы сталинского террора. И. А. Кассиль - литературный и театральный критик - был известен как автор многочисленных корреспонденции на тему истории и философии. В 1937 г. вышла его повесть "Крутая ступень", где Иосиф Кассиль воссоздал эпоху истерического обожествления Сталина, охоты на ведьм. Вскоре Иосифа арестовали как врага народа. В 1943 г. он был расстрелян в Норильске и реабилитирован лишь в 50-е годы.   В целом зал представляет начальный период творчества Льва Кассиля, для которого литература станет его судьбой: "Я из тех, кто, пусть спотыкаясь, порой натирая мозоли, но всегда топал по дороге главных тем наших дней, кто всегда ощущал сердцем целевую путёвку, путёвку с печатью Маяковского".   Экспозиция "Лев Кассиль в кругу друзей. Кабинет писателя в Переделкино"   Льва Кассиля всегда отличала щедрая общительность, искромётный юмор, постоянная жизнерадостность, глубинная интеллигентность. Экспозиция зала представляет чрезвычайно многообразный мир интересов писателя и его дружеские пристрастия. Среди близких ему по духу людей были писатели и актеры, художники и музыканты, спортсмены и космонавты.   Мемориальные вещи писателя (его рабочий стол и кресло из кабинета в Переделкино), шкаф в окне, воссозданный по аналогии с имеющимся на даче, сувениры и подарки друзей, шаржи и поздравления вводят нас в мир Льва Кассиля.   Л. Кассиль в своих книгах всю жизнь открывал неведомые миру страны, не обозначенные на карте, "Уча любить ту землю, что была ему дороже всего на свете".   Джунгахора - страна, открытая Л. Кассилем в повести "Будьте готовы, Ваше высочество!". На гербе Джунгахоры "в большом круге, увенчанном короной, на которой сияет солнце, изображен слон, который топчет ногой и душит змей". Девиз Джунгахоры: "Один могучий слон добра растопчет сотни ядовитых змей зла".   Эта приключенческая повесть писателя была задумана как сказка, но ему было важно, чтобы "сказка была бы не нарядной погремушкой, а где-то вдруг всей своей скрытой достоверностью сквозь забаву торкнулась бы в сердце и напомнила бы, что всякое тиранство ныне нетерпимо и противно всему человечеству...".   Романтическая натура Кассиля всегда манила его в неведомые миры. Легендой стала его дружба с К.Э. Циолковским, назвавшим Кассиля "моим милым рыцарем", знакомство с Гагариным.   В сердце писателя, казалось бы, целиком отданном литературе, находилось место и для спорта, который он любил по-настоящему, был замечательным спортивным комментатором, дружил с Н. Озеровым, Ю. Власовым, другими известными спортсменами.   Современники Кассиля написали о нем теплые воспоминания, многие из близких ему людей могли бы повторить вслед за К. Чуковским следующее: "Я хочу заранее сказать, как в самые чёрные дни моей жизни, когда был одинок и несчастлив, Вы дружески утешали и ободряли меня, и мне открылась тогда Ваша душевная Щедрость, за которую я перед Вами в неоплатном долгу".   Экспозиция  "Не слыть, а быть". Творчество 40-50-х годов"   Экспозиция зала представляет творчество Л. Кассиля 40-50-х годов: повести "Великое противостояние", "Дорогие мои мальчишки", "Улица младшего сына", "Ранний восход", рассказы о войне.   Доминирующая тема - страна Синегория - страна Трех Великих Мастеров, выдуманная Кассилем в повести "Дорогие мои мальчишки" (1944). У Синегории свой Герб, свои законы существования, которые Кассиль-писатель искал и не всегда находил в обыденной жизни. Повесть посвящена светлой памяти А.П. Гайдара. Продолжая его традиции, Кассиль вводит в повесть игру, создает атмосферу таинственности и сказки. Место действия - волжский город Затонск. В центре внимания писателя - сказание о трех мастерах: "...Была некогда такая страна Синегория... И там, у Лазоревых гор, жили работящие и веселые люди - синегорцы". Л. Кассиль хотел, чтобы сказка стала реальностью, мечта - жизнью, а девиз синегорцев "Отвага, Верность, Труд, Победа!" - законом жизни для всех добрых людей.   В зале представлены редкие документы, связанные с работой Кассиля корреспондентом Всесоюзного радиокомитета на действующем Северном флоте в Заполярье, на легендарном, отрезанном врагами полуострове Рыбачьем. Там возникла дружба между писателем и командующим Северным Флотом адмиралом А.П. Головко. Во время войны Лев Кассиль руководил созданными для детей радиопередачами "За круглым столом под часами с кукушкой", в которых участвовали герои-фронтовики, учёные, писатели, артисты.   Экспозиция "Старый Покровск"   "В России мы жили в слободе Покровской (потом город Покровск), на Волге, против Саратова, на Базарной площади, в первом этаже", - писал Лев Кассиль. В городе Энгельсе и сейчас сохранился дом купца Ухина, в котором семья Кассилей жила до 1918 года.   В экспозиции зала воссоздана атмосфера старого провинциального города, который был тогда "классической заштатной провинцией Российской империи, мещанской и затхлой", с одной стороны, а с другой стороны, - "Покровск на Волге - столица. Главный город Республики немцев Поволжья... Вывески двойные - немецко-русские. Язык тройной. Вроде одеколона - украинский, немецкий, русский" (Л. Кассиль. "Изустный период в городе Покровске").   Л. Кассиль жил в Покровске с 1905 по 1923 год, но привязан к родному городу был всю жизнь. Одно из первых опубликованных им произведений - "Изустный период в городе Покровске" - о родном городе. Городу детства, самому Детству, родителям посвятил Кассиль повесть "Кондуит и Швамбрания". Нередко местом действия своих книг он избирал маленький городок на Волге, "близ Саратова" (роман "Вратарь республики", повести "Дорогие мои мальчишки", многие очерки и рассказы).   В зале представлены фотографии жителей Покровска начала века. На них - люди разных социальных сословий: жена хлебопромышленника Куховаренко с семейством, начальник железнодорожной станции "Покровск", священник с семьёй, победитель в велосипедных состязаниях Трушин.   Небольшой музыкальный театр позволяет увидеть провинциальный городок глазами двух мальчишек - братьев Лёли и Оськи. Театр воссоздает атмосферу гуляния покровчан по легендарной Брешке, воспетой Кассилем: гимназиста и гимназистки, земского начальника Разуданова и Покровской Золушки Марфуши. В театре "оживает" знаменитый домик Угря с его фантастической архитектурой.   Экспозиция "Мемориальная гостиная. Кабинет врача - Абрама Григорьевича Кассиля"   В зале воссоздана типологическая обстановка гостиной в доме провинциального врача, которая одновременно была и его кабинетом. "Нас опять переселили. Нам дали квартиру на далекой Аткарской улице". Лев Кассиль в этом доме живет с 1918 по 1923 год, его семья - до середины 50-х годов, до смерти Анны Иосифовны, матери писателя.   В основе оформления гостиной - сохранившиеся мемориальные вещи семьи. Отец писателя - Абрам Григорьевич Кассиль - закончил медицинский факультет Казанского университета. В 1904 г. вместе с женой Анной Иосифовной поселился в слободе Покровской, где работал не только врачом, но и педагогом. А.Г. Кассиль стал прототипом кассилевского доктора в "Швамбрании": "Отец - высоченный пышно-кудрявый блондин. Это невероятно работоспособный человек. Он не знает, что такое усталость... Иногда, упорно отстаивая новую койку для общественной больницы, он выступает на волостной сходке. А сход... бубнит: "Нэ трэба...". Потом в газете "Саратовский вестник" обязательно рассказывается, как господин доктор требовал занесения в протокол...". Фрагмент кабинета врача начала века напоминает об Абраме Григорьевиче Кассиле, чьи статьи на медицинские темы хранит местный архив, а старожилы с благодарностью и уважением вспоминают его благие дела.   Анна Иосифовна, мать Л. Кассиля, по образоваию была зубным врачом, кроме того, она закончила консерваторию, давала уроки музыки, владела французским языком.   "Отец и мать, - пишет Кассиль, - работали до вечера". Семья Кассилей была дружной, в ней царили любовь, уважение и взаимопонимание. Позже в повести "Кондуит и Швамбрания" Л. Кассиль напишет: "Нам было оборудовано классическое "золотое детство" - с идеалами, вычитанными из книжек "Золотой библиотеки". Гостиная - самая большая комната в доме, собиравшая и домашних, и гостей. Здесь звучала классическая музыка и поэзия, здесь с уважением относились к прислуге и умели не разрушать иллюзии детей. Великие выдумщики и фантазеры, братья Леля и Оська свой дом называли "большим пароходом", "который бросил якорь в тихой гавани Покровской слободы". Врачебный кабинет отца они называли "капитанским мостиком" (туда им запрещалось входить). Гостиная была у них "рубкой 1-го класса". У ребят были игрушечные автомобили, поезда, пароходы. Их обучали языкам, рисованию, музыке.   Экспозиция "Швамбрания"   Швамбрания - это выдуманная страна, которую открыли два мальчика, Лёля и Ося Кассили, чтобы скрываться в её утешительных просторах от тех многих обид, что наносил им старый мир взрослых.   Художественное решение зала "Швамбрания" вполне созвучно фантазиям Л.Кассиля. Экспозиция размещена на фантастическом корабле под названием "Бренабор" в честь швамбранского императора.   В далёких детских романтических историях Лёля значился Швамбранским адмиралом Арделяром Кейсом, а вполне зрелым писателем он обретает яхту "Швамбрания", изготовленную для него специально. Творческая история "Швамбрании" расположена в иллюминаторах корабля. Книга была написана в 1931 г. Р.Роллан, пожелавший познакомиться с Кассилем лично, сказал, что "сам чувствовал себя снова мальчишкой, когда читал "Швамбранию". Как и всякая страна, Швамбрания - страна высокой справедливости - имела географию, климат, флору, фауну и население. Карта Швамбрании была начерчена Оськой. Он срисовал ее с какой-то зубоврачебной рекламы: большой зуб с тремя корнями, он был похож на тюльпан, на корону Нибелунгов и на букву "Ш" - заглавную букву Швамбрании.   Вместе с Кассилем мы открыли три страны, которых нет на карте. К нам обращён его голос: "Я хотел лишь одного: пусть воображение ваше откликнется, заиграет и признает существование этих стран. Пусть дела, судьбы, радости, победы, огорчения и удачи швамбран, синегорцев и джунгахорцев захватят ваши сердца и укрепят доверие ко мне, мечтающему только об одном: чтобы все вы были счастливы, чтобы всем вам, как и другим людям на нашей планете, населяющим страны и материки, которые давно вычерчены на картах, были бы доступны любые честные и справедливые радости".   Книга была издана во многих странах, в том числе во Франции, в Польше, Чехословакии, Югославии, Венгрии. В экспозиции представлены издания книги на разных языках с иллюстрациями замечательных художников - Ю. Ганфа, Н. Рушевой, М. Зденека и др.   Экспозиция "Кондуит"   В августе 1914 г. (по старому стилю) Лев Кассиль поступил в Покровскую мужскую гимназию. "Солнце сияло на моем животе, отражаясь в латунной бляхе кожаного кушака. На бляхе чернели буквы "П. Г." - "Покровская гимназия". Выпуклые блестящие пуговицы, как серебряные божьи коровки, выползли на серую гимнастерку. И в первый день, торжественный и страшный, серьезный августовский день, я в новых ботинках (левый чуть жал) поднялся к дверям гимназии". Так описывал Кассиль в повести "Кондуит и Швамбрания" свой первый день гимназии.   В зале воссоздана типологическая обстановка класса Покровской гимназии. Старые учебники и наглядные пособия, писчебумажные принадлежности и вещи возвращают нас во времена дореволюционной России.   В центре зала - Кондуит, художественно воссозданный по аналогии с имеющимися в каждой гимназии. Кондуит - это журнал наблюдений за поведением учащихся, существовавший в дореволюционной России. "Жизнь каждого сизяка (гимназиста) была вписана в кондуитский журнал. Штрафы, безобеды, выговоры, исключение из гимназии. Страшная это была книга" (Л.Кассиль "Кондуит и Швамбрания").   Кассиль пишет, что журнал хранился в учительской, в шкафу, ключ от которого был у надзирателя Цезаря Карпыча, по прозвищу Цап Царапыч.   В гимназии были свои незыблемые порядки и нравы: "Дрались постоянно... На пустырях играли в особый "футбол" вывернутыми телеграфными столбами и тумбами. Столб надо было ногами перекатить через неприятельскую черту. ...Сдували, списывали, подсказывали на уроках..." (Л. Кассиль "Кондуит и Швамбрания").   С 1917 г. жизнь Покровской мужской гимназии изменилась: отменили общую молитву, девочки и мальчики стали учиться вместе, начались "матчи" в "гляделки", "танцы до утра", многие, в том числе и Л. Кассиль, увлекались общественной работой.
Полное описание
Источник: likengo.ru
Расписание
Ежедневно
Постоянная экспозиция

Адрес

Выставочный зал
Россия, г. Энгельс, ул. Льва Кассиля, д. 42
+7(84511)65851