• выставка
  • живопись
6+

Портрет К.С. Петрова-Водкина

Описание

Со 2 августа 2016 г. в Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина (филиале СГХМ им. А.Н. Радищева) в рамках проекта «Выставка одной картины» экспонируется автолитография известного ленинградского художника Верейского Георгия Семёновича (1886-1962) «Портрет К.С. Петрова-Водкина» (1926. Б., 37,5х28). Широкому зрителю Г.С. Верейский известен, как выдающийся портретист – мастер-автолитографии.  Портрет был подарен музею в 1981 году вдовой художника Верейской Р.М.  На автолитографии изображён сорокавосьмилетний К.С. Петров-Водкин. Художнику удалось передать точную пластическую и психологическую составляющую облика модели: худощавое лицо с острым взглядом, обращённым к собеседнику, стрижка «под ноль», густые небольшие усы скрывают чуть заметную улыбку. Поясное изображение предполагает позу изображённого сидящим - туловище чуть наклонено вперёд. Кузьма Сергеевич одет в пиджак, рубашку с расстёгнутым воротом. Портрет выполнен настолько реалистически, что автору удалось передать наиболее тонкие и изменчивые переживания модели, ощутить изнутри атмосферу его духовной жизни и выразить её с той зримой убедительностью и конкретностью, которая была бы недоступна для живописного портрета. А небольшой размер портрета делает его ближе к зрителю, призывая пристальнее всматриваться в образ, проникнуться чувством в его душевное состояние. Свобода и глубина автолитографии достигается сочетанием выразительности ритма линий с еле уловимым карандашным штрихом.  Вероятно, Кузьме Сергеевичу портрет понравился, что засвидетельствовано его подписью, выполненной на литографском камне ниже авторской подписи Г.С. Верейского.  «Портрет К.С. Петрова-Водкина» наряду с 12-тью литографированных портретов деятелей искусств (Бродский И.И., Конашевич С.М., Радлов Н.Э., Головин А.Я. Воинов В. и др.) вошёл во второй выпуск «Портретов русских художников» небольшим тиражом в 500 экземпляров, выпущенный в 1927 году. Всего Георгий Семёнович выпустил 5 аналогичных «Альбомов».  Г.С. Верейский родился Проскурове (Украина). В Харькове получил своё первое художественное образование в частной студии Е.Е. Шрейдера (1901-1905), после окончания которой поступил на юридический факультет Харьковского университета.  Но был арестован за участие в революционном движении. После освобождения уехал за границу, жил в Мюнхене (1906-1907), Вене, городах Италии, там он познакомился с мировыми тенденциями в живописи. После возвращения в Россию жил в Петербурге, где продолжил обучение живописи в Новой художественной мастерской (1913-1916) у М.В. Добужинского, Б.М. Кустодиева, А.П. Остроумовой-Лебедевой, Е.Е. Лансере. Член объединения «Мир искусства» и «Четыре искусства». В 1918-19 годы преподавал в центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица. В 1920-21 годы – в Высшем институте фотографии и фототехники, позже в ВХУТЕМАСе (1921-1923). Блестящий знаток графики много лет посвятил музейной деятельности, работая в Эрмитаже с 1918 года. Важным этапом в жизни мастера была работа в Экспериментальной литографской мастерской ЛОСХа (1933-40).  Лауреат Сталинской премии, заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, народный художник РСФСР (1962) Георгий Семёнович Верейский – выдающийся рисовальщик, литограф и офортист, автор широко популярных портретов передовых деятелей советской культуры и героев-воинов Советской Армии.  Творческие интересы Г.С. Верейского определились очень рано. Он отказался от живописи в пользу графики и всегда тяготел к воспроизведению реальности непосредственно с натуры – к портретному и пейзажному жанрам. Валентин Серов был любимым художником Георгия Семёновича, который продолжил отечественную классическую традицию в искусстве XX века.  Работы находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, музее изобразительных искусств им А.С. Пушкина и других музеях.  Г.С. Верейский похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.
Полное описание
Источник: likengo.ru