• концерт
  • классическая музыка
12+

Штейнберг. Страстная седмица

1 пользователь
сохранил это событие

Описание

Вряд ли можно было предсказать большое будущее этому выдающемуся музыкальному произведению, написанному в двадцатых годах прошлого века в Санкт-Петербурге (с 1924 года — Ленинград). Однако — 90 лет спустя и в США — это будущее всё-таки наступило. «Страстная неделя» Максимилиана Штейнберга потрясла Нью-Йорк во вторник вечером. Хор «Кларион» под управлением Стивена Фокса пел в церкви Св. Иоанна Крестителя в Верхнем Ист-Сайде (Манхеттен). А перед этим, в апреле, «Кларион» выступил с «закрытым показом», и в том же месяце Александр Лингас и его «Капелла Романа») из Портленда (штат Орегон) представили первую первую полную публичную постановку «Страстной недели» в Портленде и Сиэтле. Почему же музыкальное произведение так долго оставалось в безвестности? Штейнберг, композитор и педагог, родился в нынешнем Вильнюсе (Литва) в 1883 году, перешел из иудаизма в русское православие, чтобы жениться на дочери своего наставника Римского-Корсакова, в 1908 году. Возможно, этот переход был изначально продиктован прагматичными соображениями, но, судя по убежденности, какую излучает «Страстная неделя», Штейнберг полностью воспринял христианскую веру. С 1921 по 1926 год, когда новый коммунистический режим беспощадно искоренял почти всю религиозную музыку, Штейнберг работал над своим единственным (насколько нам известно) духовным музыкальным произведением, с серьезным риском для карьеры и даже жизни. Очевидно, что для него это было важным проявлением неповиновения, хотя и скрытого. «Страстная неделя» — написанная, как и вся русская церковная музыка, для акапельного хора и основанная на старинных песнопениях — была опубликована в Париже в 1927 году и, по-видимому, не встретила широкого отклика. (Хотя, возможно, где-нибудь и имела место скромная постановка). А потом партитура попала в руки к влиятельному композитору и музыковеду Игорю Букетову, чей отец эмигрировал в США в начале века. Вероятнее всего, Шостакович, которого Штейнберг называл своим лучшим учеником, передал ее Букетову в 1957 году на званом ужине в Филадельфии. Букетов искал исполнителей, способных справиться со столь сложным произведением, иногда предусматривающим разделение хора на 12 независимых голосов. После его смерти в 2001 году эта задача перешла по наследству к его дочери Барбаре Мук, издателю «Клариона». «Страстная неделя» Штейнберга — настоящее сокровище. Стиль композитора — со сложными контрапунктами и богатыми гармониями — близок к стилю Рахманинова и даже вырывается вперед, а нужно отметить, что «Кларион» включал в свою программу отрывки из рахманиновской «Литургии св. Иоанна Златоуста». Но Штейнберг умеет достигать тех же высот с предельной простотой, как в случае с женским трио, открывающим часть о благоразумном разбойнике. «Кларион» исполняет преимущественно старинную музыку, но и пополняет свой репертуар более поздними произведениями, что мы сейчас и наблюдаем. (Постановка не обошлась без посторонней помощи: потребовалось глубокое и раскатистое басовое звучание, поэтому «Кларион» пригласил знаменитого бас-профундо из Мичигана — Гленна Миллера). Солисты: Эстели Гомес (сопрано), Майкл Штайнбергер (тенор) и Филип Катлип (баритон). Прекрасная новость: на этой неделе «Кларион» записывает свою версию «Страстной недели», вслед за вокальным ансамблем «Капелла Романа», записавшим свою версию весной. Воистину, пусть и с опозданием, но час Штейнберга настал. Исполнители: Хор «Кларион» (The Clarion Choir, США) В программе: Максимилиан Осеевич Штейнберг (1882-1946). Хоровой цикл «Страстная седмица» (1926)
Полное описание
Источник: artbene.ru