График работы:
пн–чт 10:00–18:00, пт 11:00–20:00, сб–вс 10:00–18:00.
На выставке можно увидеть более двух сотен произведений ярких представителей раннего советского искусства из собраний музеев Кировской области — Вятского художественного музея, Яранского краеведческого музея, Слободского краеведческого музея, а также Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и частных собраний. Это работы Николая Фешина, Василия Кандинского, Александра Родченко, Варвары Степановой, Ивана Клюна, Ольги Розановой, Георгия Лазарева и других мастеров.
Реконструкция выставки была впервые показана в Арт-Галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге (2020–2021), а затем в Вятском художественном музее в Кирове (2021) и в Музее русского импрессионизма в Москве (2022).
К четвертой точке маршрута присоединились 2 музея: Советский краеведческий музей Кировской области, впервые принимающий участие в Выставке после того, как кураторы обнаружили новые экспонаты в 2023 году, и Третьяковская галерея, представляющая 7 живописных работ Константина Чеботарева из собрания которой казанский зритель последний раз мог увидеть более 100 лет назад.
Казань — центральный пункт в трансферте русских культурных парадигм с Запада на Восток, именно здесь художественная традиция в лице фешинской школы дала новый импульс развития национального самосознания. Проведение выставки обозначает место Казани как центральное в культурно-исторической перспективе ХХ века в целом.
На выставке будут представлены находки и открытия, связанные непосредственно с Казанской художественной школой: работы Павла Бенькова, Василия Богатырева, Николая Фешина и Веры Вильковиской.
Организаторы планируют продолжить серию реставраций и открытий работ из Яранского краеведческого музея, начатую еще в рамках подготовки к первой выставке в 2020 году. Для Выставки в Казани будут отреставрированы 3 живописных полотна художников Георгия Лазарева и Леонида Плетнева. Показ работ планируется сразу по окончании реставрационных работ.
Именно в развитии — от принципов академизма до новаторских экспериментов — искусство представленных на выставке художников убеждает нас в том, насколько эпоха первых десятилетий века оказалась взрывной по богатству идей и способов их претворения. Нельзя не восхититься и смелостью тех художественных кураторов, предложивших зрителю патриархальных уголков России образцы самого актуального на тот момент современного искусства.
Кураторы выставки: Анна Шакина, Ильдар Галеев и Андрей Сарабьянов.
В 1921 году местные просветители-энтузиасты Евгений Медведев, Сергей Якимов, Сергей Вшивцев и Николай Белянин организовали Третью передвижную художественную выставку, которая должна была проехать по семи городам Вятской губернии. Для этого из Москвы, Петрограда, Вятки и Казани было собрано 322 произведения 55 художников, среди которых были как мастера реалистической живописи, так и художники-авангардисты. Живописные и графические работы и скульптуры перевозились на телегах, так как в те годы это была единственная доступная форма транспортировки по стране. Но выставка успела пройти лишь в Советске и Яранске, после чего из-за осеннего бездорожья и отсутствия средств вывезти работы оказалось невозможным — и до конца XX века они оставались забытыми в запасниках музеев Вятской губернии. Благодаря Анне Шакиной, Андрею Сарабьянову и Ильдару Галееву история передвижной выставки 1921 года вновь стала известна, а произведения извлечены из запасников.
В 1921 году реакция публики не всегда была одобрительной — многие работы современных художников не были понятны зрителям. Сегодня посетители смогут оценить разнообразие советского искусства первых двух десятилетий XX века и масштаб первоначальной выставки, собранной для провинции.