• Выставка
  • Прикладное искусство
  • История
0+

Татарское декоративно-прикладное искусство Республики Татарстан

  • Хочу сходить
  • Уже ходил

О событии

Коллекция татарского декоративно-прикладного искусства в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан сложилась сравнительно недавно. Её формирование началось с 1962 года на основе предметов, переданных из коллекции Государственного музея Татарской республики (Национальный музей РТ). В дальнейшем собрание стало расширяться в результате экспедиций как по республике, так и за её пределами, за счёт приобретений у частных лиц и народных мастеров, поступлений с крупных художественных выставок. Уникальные образцы вышивки, ткачества, кожаной мозаики, кружева были собраны в ходе экспедиций, регулярно проводившихся музеем в 1970–1980-е годы. В экспозиции Национальной художественной галереи представлены все основные виды декоративно-прикладного и народного искусства татар. Особое место в коллекции занимают и ювелирные украшения казанских татар рубежа XIX – ХХ веков. В ансамбле национального костюма ювелирные украшения гармонично сочетаются с золотошвейной вышивкой на мужских и женских головных уборах (калфак, түбәтәй), камзолах, обуви. В ГМИИ РТ хранятся великолепные образцы национальных головных уборов, «казанского полотенца» (казан сөлгесе), которые украшены золотым и серебряным шитьём, позументом. Полихромия в тканях, вышитых орнаментах удачно сочеталась с разноцветной мозаичной обувью - ичигами (читек). В коллекции музея хранятся лучшие образцы ичигов, созданных в XIX - XX веках. Сегодня продолжают создавать произведения художники- прикладники Ильдус Гайнутдинов, София Кузьминых, Наиля Кумысникова, Альфия Замилова, Светлана Гарбузова. Искусство кожаной мозаики является уникальным видом прикладного искусства татар, не зафиксированным в искусстве других народов. Художественная керамика Татарстана представлена небольшой коллекцией, состоящей из керамических сосудов с. Пестрецы Кроме предметов декоративно-прикладного характера собрание содержит большую коллекцию шамаилей. На рубеже XIX - XX веков в Казани сформировалась целая плеяда выдающихся каллиграфов, таких как Госман Салиев, Мотахир Яхья, Мурадым ибн Ибрагим, Мухаммаджан Халилулла углы Ходжа Сайт, братья Ахметовы и т. д. Помимо классических шамаилей середины XIX - начала XX века в коллекции музея представлены и шамаили современных мастеров: Наджиба Наккаша, Рустема Шамсутова, Фирдауса Гирфанова и других. Их каллиграфические произведения иногда превращаются в некий символ, связанный с культурными традициями и историческим наследием татарского народа. В целом можно говорить о достаточно разнообразной и многоликой панораме современного состояния декоративно-прикладного искусства в республике, где наряду с традиционными его видами живут и развиваются новые направления, соединяя историческую преемственность с современностью.
Читать далее
Источник: izo-museum.ru

Популярно_наэтой_неделе

  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
Источник изображения: izo-museum.ru