Коллекционная подборка «концертштюков» Леонида Десятникова в постановке 4-х хореографов.
Новые балеты на музыку, изначально не предназначавшуюся для сцены, сочинили четыре хореографа, звёзды современного российского балета.
«Три тихие пьесы» поставил Максим Петров, художественный руководитель балетной труппы Урал Опера Балет, лауреат «Золотой Маски» 2021 года, «Праздник уходящих» придумал Андрей Кайдановский, в чьём послужном списке несколько громких российских премьер. Автором «Безупречной ошибки» стал Максим Севагин, художественный руководитель балета МАМТ. И, наконец, «Дар» создал Вячеслав Самодуров, чьи спектакли идут на главных музыкальных сценах России, обладатель четырёх «Золотых Масок».
Между иллюзиями и хулиганством, между белым и чёрным четыре хореографа с очень разными, узнаваемыми стилями создали визуальный мир музыки Леонида Десятникова — яркий, поэтический, колоритный и причудливый.
Балетный проект L.A.D. — прежде всего, инициатива пианиста Алексея Гориболя, неутомимого пропагандиста творчества Леонида Десятникова, друга и соратника главного петербургского композитора-постмодерниста, чью музыку Гориболь, как никто, любит, исполняя её не одно и даже не два десятилетия.
Инициалы композитора Леонида Аркадьевича Десятникова, вынесенные в название, удачно отыгрывают затею с первоначальным посвящением проекта 65-летию композитора. Но вне всякого юбилея L.A.D. – отличный маркер коллекционной подборки десятниковских «концертштюков», которые вручены четырём людям разной степени именитости для хореографического «опортречивания» камерного, кинематографического и даже хорового наследия живого классика.
«Три тихие песни» в постановке Максима Петрова — действительно, затаённым звуковым комментарием (из титров к фильму «Подмосковные вечера», пьесы «В честь Диккенса» и «Вариаций на обретение жилища») сопровождают кабинетный «белый балетик» для трёх пар танцовщиков, словно «бумажный кораблик», складываемый из образов, идеализирующих взросление. Огромные и нелепые (тоже как из бумаги) предметы игрушечного мира художницы Марии Трегубовой знаменуют стартовую черту осмысляемой жизни.
«Безупречная ошибка» Максима Севагина (на музыку пьес «Как старый шарманщик» и «Элегия») переворачивает белый мир начала в чёрную изнаночность юношеских «иллюзий». Две пары с эффектом «недоодетости» выстраивают дуэты, дополняя собою друг друга и докручивая-доверчивая разные комбинации отношений, где всё равно чего-то не хватает.
Прелестной, хотя и грустной, гармонией мерцает «Праздник уходящих» Андрея Кайдановского, изложившего под вальс из спектакля «Живой труп» и музыки к фильму «Эскизы к закату» поэтичную историю «любви к родному пепелищу, любви к родительским гробам». Колоритнейшее местечковое семейство оживает в глазах их потомка смачным «цитированием» давно отзвеневших реалий их судеб, отношений, привязанностей.
В конце под хоровой зачин кантаты «Дар» на стихи Державина большая группа танцовщиков, ориентированных хореографией Вячеслава Самодурова рефлексировать на темы избранной профессии, демонстрирует некий зазор, в который так легко угодить, если от коллективных трудов вас отвлекает поиск собственной индивидуальности.
Музыкальный критик Елена Черемных
Максим Севагин: «Леонид Аркадьевич Десятников — интеллектуальный композитор: он всё время играет темпами, ритмами и музыкальными темами. В «Шарманщике» перед нами диалог с Шубертом. Мы с артистами приняли вызов: надо было хорошо прочувствовать эту «неудобную» для танца музыку. У артистов «Урал Балета» есть большое преимущество — они практически всё время вовлечены в постановочный процесс, поэтому работать с ними одно удовольствие».
Андрей Кайдановский: «Праздник уходящих» — про чёрных клоунов, балаган, а если конкретнее — про похороны. Внутри этой музыки [квинтет «Эскизы к Закату»] заложена драма, но она очень двуликая. Мне близко мироощущение Десятникова. В его работах одна тема может быть окрашена по-разному: где-то мы хотим смеяться, а где-то плакать, причём от одного и того же. Хотелось все эти интонации соединить и создать сюрреальные и яркие образы — тем более в «Эскизах» всё уже есть. Но самое ценное в музыке Десятникова — это юмор, без него ничего бы не получилось. По крайней мере, у меня».
Слава Самодуров: «Для своего балета я выбрал кантату «Дар» на стихи Державина. Не могу сказать, что мне близка эта поэзия, но музыка перебросила мост из прошлого в настоящее и давала подсказки. «Дар» для меня — ребус, к нему нужно было искать ключ. Получилось коллажно и не без привлекательного хулиганства, которого у Десятникова в избытке».
Награды:
Специальная премия жюри Фестиваля «Золотая Маска» 2023 года: «За талантливое воплощение музыки Л.А. Десятникова в хореографии»