• Выставка
  • История
  • Живопись
0+

Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть 1

  • Хочу сходить

Расписание

Показать всё расписание
Идет загрузка
В выбранном месяце нет сеансов
Что-то пошло не так
Подождите немного и обновите страницу

О событии

Первая часть выставки «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие». Экспозиция, посвященная теме слепоты и методу редукции зрения в искусстве, включает работы Альбрехта Альтдорфера, Немесио Антунеса, Ханса Арпа, Цукиоки Ёситоси, Джованни Бенедетто Кастильоне, Клода Лоррена, Яна Ливенса, Александры Лукашевкер, Михаила Матюшина, Нисимуры Ёхэя, Пабло Пикассо, Рембрандта Харменса ван Рейна, Ханса Хартунга, Бартоломеуса Холла, Гюнтера Юккера и других авторов. На выставке можно будет увидеть произведения живописи, графики, скульптуры и мелкой пластики, керамические объекты и кабинетные витражи из коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина, а также из российских и зарубежных частных собраний. Многие из отобранных кураторами памятников редко покидают хранение, а некоторые из них будут показаны публике впервые. Проект «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие» обращается к исторической антропологии чувств и феноменологии, чтобы поговорить о репрезентации зрения и слепоты, а также о включении разных сенсорных ощущений в художественный процесс. Выставка разделена на две части, первая из которых посвящена редукции зрения и осязательному взгляду, а вторая связана с вариативностью цветового восприятия и синестезией. Обе части выставочного проекта объединены в книжном издании «Котел алхимика», в котором произведения изобразительного искусства сопровождаются текстами О. Бальзака, Ж. Деррида, Х. Зедльмайра, С. Ванеяна, К. Вербеек и статьями исследователей, кураторов и хранителей Пушкинского музея. В первой части проекта перед зрителем предстает галерея образов библейских и мифологических слепцов, среди которых «Самсон» Альбрехта Альтдорфера, «Слепой Товит» Рембрандта Харменса ван Рейна, «Гомер и муза Сапфо» Ангелики Кауфман, «Четыре струны луны. Сэмимару. Из серии “Сто ликов Луны”» Цукиоки Ёситоси и многие другие. Тема ослепления раскрывается в графических листах из Библии Лютера (XVI век) и в немецком кабинетном витраже (XIX век). Особого внимания заслуживают две трактовки знаменитой библейской притчи о слепцах, известной нам по картине Питера Брейгеля Старшего. На выставке этот сюжет о слепых, ведомых незрячим, представлен гравюрой Габриэля Смита, по рисунку Якопо Тинторетто, и эстампом из Библии Пискатора. Картина «голубого периода» Пабло Пикассо «Слепой еврей с мальчиком», программное произведение Хорста Янссена «На треть слепой» и другие произведения иллюстрируют развитие этой темы в искусстве XX века. Параллельно выставка исследует концепцию «гаптического» и «оптического» взгляда в живописи, рисунке и скульптуре. Посетителю предлагается сфокусироваться на собственных зрительных ощущениях и сопоставить их с телесным, звуковым и тактильным восприятием. Так, керамические объекты японского художника Нисимуры Ёхэя, созданные специально для этой выставки, предназначены именно для осязательного восприятия. В мировой и российской практике опыт одновременного использования разных чувственных способов восприятия называют мультисенсорным. В этом случае вместо зрения в восприятии и создании произведения могут использоваться вкус, звук, прикосновение, ощущение собственного тела в пространстве и многие другие чувства. Можно сказать, что тело зрителя становится котлом, в котором происходит алхимический процесс уникального прочтения произведения искусства, меняющийся в зависимости от индивидуальных когнитивных, вкусовых, телесных возможностей и ощущений. Помимо этой аллегории название выставки отсылает нас к работе Зигмара Польке «Котел алхимика» 1986 года, которая представляет собой опыт преодоления травмы тоталитаризма через протест против тоталитарности зрения. Кроме того, большая часть экспозиции посвящена слепому рисованию, распространенному в начале XX века методу создания искусства. Для разговора о незрительных практиках в искусстве модернизма и современности было важно обратиться к произведениям немецких художников Ханса Хартунга (галерея ILONA — K Artspace, учредитель Илона Кесаева) и Гюнтера Юккера (коллекция Елены Куприной-Ляхович), московского художника-нонконформиста Иосифа Гинзбурга (коллекция Яна Гинзбурга) и к знаменитым графическим листам — иллюстрациям Пабло Пикассо к новелле О. Бальзака «Неведомый шедевр» (коллекция Бориса Фридмана). Экспозиция «Котел алхимика» в целом трактует слепоту как художественную метафору. Отправной точкой для этих поисков стал опыт арт-медиации для незрячих и слабовидящих посетителей Пушкинского в рамках программы «Доступный музей».
Читать далее
Источник: pushkinmuseum.art

Адрес

Музей
ул. Волхонка, 14
КропоткинскаяБиблиотека им. ЛенинаБоровицкая
+7 (495) 697-15-46 (справки)
+7 (495) 609-95-20 (автоответчик)

Популярно_наэтой_неделе

  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
Источник изображения: pushkinmuseum.art