• выставка
  • современное искусство

Хаим Сокол. Бумажная память

Расписание в Москве
с 25 октября ЦТИ «Фабрика»
1 пользователь
сохранил это событие

Описание

В рамках Параллельной программы VII Московской международной биеннале современного искусства. Фабрика технических бумаг «Октябрь» была основана в 1924 году. В постсоветское время «Фабрика», подобно многим другим предприятиям в Москве, превратилась в центр культурного производства. За последние 10 лет здесь все очень изменилось. Но само пространство Фабрики в своей материальности не позволяет нам забыть о ее прошлом и о тех людях, которые здесь когда-то работали. Слово «бумага» означает материал и документ. И это задает два связанных друг с другом направления в работе художника. Хаим Сокол три месяца изучал архив отдела кадров фабрики, в котором сохранились документы с конца 30-х годов - личные дела, заявления, приказы, справки. Итогом этого исследования стала серия поэтических, графических и видео-объектов. Главными героями всех этих работ стали бывшие рабочие фабрики, а главным материалом в работе стала бумага, некогда производившаяся на фабрике. Текст художника: 1) Импульсом к этой выставке была не покидающая меня мысль о стремительном исчезновении рабочего класса из зоны видимости - экономической, социальной, политической и как следствие, исторической. Как будто "шквальный ветер, который мы называем прогрессом" ( Беньямин) унес всех рабочих куда-то далеко от Земли. На Фабрике и в других постиндустриальных пространствах это особенно чувствуется. Сама материальность места не дает забыть о прошлом. Архитектура, кирпич, остаточная топонимика ( зал "Оливье", каландры, цех, проходная и т.д.) есть, а людей, трудившихся здесь когда-то нет. И сколько бы я и мои коллеги не утешали или не тешили себя мыслью , что мы часть нового класса "прекариата", который пришел на смену пролетариату, мы прежде всего часть той силы, которая смела рабочий класс с авансцены истории. Поэтому этот проект - в некотором роде возвращение долга. 2) Рабочие Фабрики теперь живут в архиве. К чести Фабрики и Аси Филипповой, архив отдела кадров бывшей фабрики тех. бумаг "Октябрь" удивительно хорошо сохранился. Документы, начиная с 1938 года заботливо переплетены и структурированы. Это позволило мне без проблем на три месяца погрузиться в этот действительно потрясающий мир личных дел, заявлений, справок, приказов . Но 3) Я с самого начала не собирался изучать и восстанавливать в деталях историю Фабрики. Во всяком случае в научном понимании этого слова ( истории). Хотя я не оставляю надежды собрать вместе имена всех работавших здесь когда-то. 4) Я также не хотел эстетизировать архив как форму. 5) Моя цель - вернуть хотя бы ненадолго бывших рабочих и служащих этой фабрики в зону видимости. Я искал и продолжаю искать след(ы) тех людей, который работали когда-то на фабрике. Их непосредственные отпечатки, индексальные знаки. 6) Я нашел их в: - языке. Архив, кроме всего прочего, еще и место хранения языка. А значит, это место, куда поэзия должна совершать свой тигриный прыжок. Результатом работы в этом направлении стал поэтический сборник под названием "Причина выбытия: умер". Стихи составлены на основе личных дел рабочих 40-х годов с сохранением орфографии и форм написания . Каждый текст озаглавлен по названию профессии или должности , указанной в личном деле - "клеильщица", "красильщица", "зав. отделом сбыта" и т.д. Иными словами, это своеобразные поэтические портреты. - подписях. Подпись - своеобразный графологический портрет человека. В ней отпечатывается движение руки человека, его\ёё психомоторика, темперамент . Копируя чью-то подпись через копирку, я проживаю это движение на телесном уровне. Оно становится частью меня. Я в некотором смысле становлюсь тем человеком. - фотографиях. Фотография, как известно, кроме всего прочего еще и индексальный знак, опосредованный технологией. Опять же , копируя чей-то фотопортрет через копирку, я проживаю ландшафт чужого лица и в некотором смысле становлюсь им. - автобиографиях. Написанные от руки - они, как бы такое сочетание графологического и ментального автопортрета, своеобразное психологическое зеркало, приспособленное, конечно, под бюрократические нужды. Короче говоря, здесь на передний план выходит перформативный акт копирования - как жест проживания, своего рода взывание к духам прошлого и слабая попытка избавления в беньяминовском смысле. Поэтому темпоральный аспект здесь важен - я перерисовал 99 портретов и 250 подписей. Сам процесс фиксируется на видео, которое тоже готовится к выставке. 7) Ну, и конечно же бумага. До сих пор я говорил о бумаге, как о документе. Но на фабрике сохранились образцы выпускаемой здесь некогда бумаги. Именно эта бумага станет главным носителем и материальным и визуальным свидетелем и свидетельством. Художник: Хаим Сокол Куратор: Ася Филиппова Со-куратор: Александр Панов В рамках программы "Фабричные мастерские. Сессия IV" (совместно с Е.К. АртБюро)
Полное описание
Источник: facebook.com

Расписание

Ежедневно
25 окт – 30 ноя
Показать всё расписание
Идет загрузка
В выбранном месяце нет сеансов
Что-то пошло не так
Подождите немного и обновите страницу

Адрес

Арт-кластер
Переведеновский пер., 18
+7 (499) 265-39-26