• Выставка
  • Живопись
6+

Век спорта. К 100-летию московского спорта, История российского дизайна. Технологии для человека, Свет, Александр Константинов. От линии до архитектуры

Комплексный билет
  • Хочу сходить
  • Уже ходил

О событии

Государственная Третьяковская галерея представляет проект, посвященный 100-летию московского спорта. 27 июня 1923 года постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета были образованы высший и местные Советы физической культуры трудящихся РСФСР. В состав выставки вошло более 150 произведений живописи, графики, скульптуры, монументального искусства из собрания Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Курской картинной галереи им. А. А. Дейнеки, Мурманского областного художественного музея, Ярославского художественного музея, Астраханской картинной галереи им. П. М. Догадина и других региональных музеев. Спортивная тема появляется в отечественном искусстве в 1920-е — 1930-е годы и сразу занимает важное место. В то время развитие спорта было неотделимо от задачи формирования «нового человека», строителя коммунистического государства. Разворачивается масштабное строительство стадионов, множатся спортивные общества и секции. Массовое увлечение спортом нашло отражение не только в произведениях молодого поколения художников тех лет, но и в их непосредственном участии в различных видах спорта. Так, например, Юрий Пименов играл в футбол и был заядлым болельщиком, Александр Дейнека занимался боксом, Георгий Нисский признавался, что иногда «писал урывками между состязаниями и матчами. Жил в спортзале, в мастерскую забегал». Эта тема продолжает развиваться и в годы Великой Отечественной войны, и в послевоенное время, в эпоху восстановления страны. Именно тогда начинают проходить первые художественные выставки, посвящённые физической культуре и спорту. Спортивная жизнь остаётся привлекательной и для мастеров-шестидесятников, и для тех, кто стал очевидцами проходивших в 1980 году в Москве ХХII Летних Олимпийских игр. Художников и скульпторов вдохновляли образы людей, которые, испытывая невероятное напряжение, преодолевали себя, добивались побед, становились идеалом физической красоты, мужества и воли. Акцент в новой экспозиции сделан на исторические связи, аналогии и параллели. Переосмысление отечественного дизайн-наследия — один из заметных трендов в российском дизайне сегодня. Дизайнеры охотно обращаются к произведениям русского авангарда, к сюжетам и мотивам эпохи оттепели, культовым советским предметам и предлагают их новое прочтение. Чтобы показать связь идей, времен и выявить ДНК российского дизайна, работы наших дней на выставке соседствуют с идейно близкими историческими образцами и прототипами. Связь с русским авангардом демонстрируют мебель UNIKA møblar, ковры Fugly pets, самовар Юлии Корицы, «красные куклы» 52 Factory, коллекция одежды, созданная по мотивам одежды «Нормаль» Владимира Татлина. К советскому прошлому отсылают нас кардиганы из байковых одеял, кеды ностальгического бренда «Волан», посуда Михаила Жаглина и многие другие дизайн-объекты. Сплав инновации и традиции показывает и продукция старейших российских производств — Гусевского хрустального и Императорского фарфорового заводов. «История российского дизайна. Избранное» в Новой Третьяковке — масштабная экспозиция, исследующая отечественный дизайн за прошедшее столетие. В четырех разделах экспозиции (авангард, ар-деко и сталинский ампир, послевоенный дизайн, современный дизайн) представлены объекты, иллюстрирующие инновационные идеи дизайнеров и изделия массового производства. Это макеты, эскизы, чертежи, реконструкции знаменитых невоплощенных проектов, концептуальные разработки из коллекций Московского музея дизайна, Политехнического музея, Музея художественного текстиля и костюма РГУ имени А. Н. Косыгина, Государственного научного центра Российской Федерации ФГУП «НАМИ», частных собраний. На выставке собрано всего более 400 экспонатов, многие из них показаны впервые. Александр Рубцов — ученик Яна Ционглинского, профессора-новатора, учиться у которого стремились многие прогрессивные мастера начала ХХ века. С 1906 Рубцов учился в мастерской Дмитрия Кардовского, а также брал уроки рисунка у Павла Чистякова. Окончив Императорскую Академию художеств, он получил звание художника по живописи и право на пенсионерскую поездку. Совершив путешествие по европейским городам, в 1914 году он оказался в Тунисе, где впоследствии принял решение остаться. Молодой живописец обосновался в пригороде столицы Туниса и много путешествовал по Северной Африке. Важнейшее место в творчестве Рубцова занимала тема Востока. Его вдохновляли северо-африканские пейзажи, мавританский фольклор, арабский быт и декоративно-прикладное искусство. Эклектичная живописная манера художника вобрала в себя различные пластические системы. Он часто работал на пленэре, был близок традициям французского постимпрессионизма. Живописец мастерски передавал насыщенный солнечный свет и яркие цвета, характерные тунисским пейзажам, варьировал нюансы освещения, за что в последствии французские исследователи называли его «художником света». В экспозицию вошло 85 произведений живописи и графики Александра Рубцова, а также произведения Василия Кандинского, прожившего в Тунисе несколько месяцев в 1904 и 1905, («Мечеть в Тунисе. Сумерки». 1905), и Яна Ционглинского («Касба, дом губернатора». 1898). Источником вдохновения дизайнерского решения выставки послужил сказочный по своей красоте город Сиди-Бу-Саид, расположенный на мысе с видом на Средиземное море, известный своими бело-голубыми домами и мощеными улочками, неоднократно воспетый Александром Рубцовым в пейзажах.
Источник: tretyakovgallery.ru

Популярно_наэтой_неделе

  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place