• выставка
  • живопись
  • бесплатно

Анатолий Зверев. Дорога к храму

Расписание в Москве

Описание

11 ноября в Музее русской иконы открывается для посетителей выставка «Дорога к храму», на которой будут представлены работы Анатолия Зверева на религиозную тему из частного собрания Димитрия Апазидиса (Стокгольм). Благодаря выставкам и публикациям последних лет нам стало хорошо знакомо имя Георгия Костаки – крупнейшего коллекционера первого и второго русского авангарда, бóльшую часть жизни проработавшего заведующим хозяйственной частью в посольстве Канады в Москве. Имена его друзей, московских греков, в официальном советском «табеле о рангах» занимавших невысокие посольские должности, а в неофициальных кругах поддерживавших советских художников-авангардистов, известны намного хуже. Один из них – Димитрий Апазидис (1918–1994), сотрудник посольства Швеции в Москве, в середине 1950-х годов благодаря Георгию Костаки познакомившийся с Анатолием Зверевым и на многие годы ставший его другом, покровителем и проводником в среде иностранных дипломатов, заказывавших художнику свои портреты. Работы, представленные на выставке в Музее русской иконы, относятся к коллекции, складывавшейся на протяжении двух десятилетий – с середины 1950-х до середины 1970-х годов. В большинстве своем это проданные или подаренные Димитрию Апазидису вещи, но есть и «спасенные» работы, которые художник мешками относил своему другу, чтобы они не пропали (первое время Зверев с матерью жил в Сокольниках, в доме с печным отоплением, и хорошо горящий картон, покрытый масляной краской, часто шел на растопку). Концепция выставки принадлежит сыну Димитрия Апазидиса Георгию Апазидису, для которого Анатолий Зверев из друга отца быстро превратился в просто друга – безмерно талантливого, но абсолютно беззащитного перед лицом норм и правил светской и советской жизни. В середине 1970-х Георгий Апазидис вместе с женой, шведской подданной, уехал из Советского Союза в Стокгольм. Так часть наследия Анатолия Зверева оказалась в Швеции. На выставке представлено двадцать четыре работы на религиозную тематику и один портрет. Это и зарисовки храмов любимого Зверевым Коломенского, и наброски, сделанные в древних залах Третьяковской Галереи, и абстрактная серия из пяти рисунков «Голгофа», где в очертаниях ломаных линий безошибочно прочитываются Крестный путь и Распятие. Кстати, эта серия 1963 года выполнена черным фломастером. Фломастеры, которых тогда еще не было в СССР, Димитрий Апазидис привозил своему другу из Швеции. Отдельный интерес представляют портрет и автопортрет, в которых связь с религиозной тематикой на первый взгляд неочевидна. Только присмотревшись, зритель обнаруживает еле заметные, но отчетливо прорисованные на заднем плане купола с крестами. Большим лиризмом и нежностью проникнуты рисунки Богоматери с Младенцем, перекликающиеся с портретом жены Люси с сыном Мишей на руках. Работы, вошедшие в экспозицию, выполнены в самых разных техниках. Это и масляная живопись на холсте, фанере, картоне и даже бумаге, положенная по-зверевски широкими и фактурными мазками, и рисунки тушью на бумаге или же на тетрадном листе – как, например, рисунок ангела 1963 года в тетрадке, на обложке которой напечатаны заповеди пионера. Такое соседство придает работе дополнительный смысл и еще раз напоминает о сложности духовной жизни советских людей периода Оттепели. «Толя писал быстро. Раз-два, и уже готово. Двадцать минут – полчаса максимум, на большее его просто не хватало. Ему нужно было выплеснуть эту энергию – а потом все, ему неинтересно. Дальше уже вы сами разбирайтесь. На холсты денег практически не было, поэтому в ход шли картонки, фанера, обороты плакатов. Носил он свои работы под мышкой, свернутые в рулон, в любую погоду», – вспоминает Георгий Апазидис. Произведения на религиозную тему на выставке дополняет портрет молодой француженки, сотрудницы посольства Франции, как бы перебрасывающий мостик от духовной жизни к дипломатической среде, которой Зверев в советское время был знаком гораздо лучше, чем соотечественникам. Модель встретила Зверева, когда он выходил от Георгия Костаки, и попросила нарисовать ее портрет. Для этого она тайно провезла художника на своей машине с дипломатическими номерами во французское посольство, где и состоялся сеанс. Поэтому тревога на лице портретируемой – это не только отражение ее характера, но и отсвет сиюминутных эмоций – волнения из-за «контрабанды», которую ей только что удалось доставить. Выставкой «Дорога к храму» Музей русской иконы открывается после небольшого перерыва на смену экспозиции. В наших обновленных интерьерах будет расширена древняя часть и представлено больше выдающихся памятников XVI века, приобретенных музеем в последнее время.
Полное описание
Источник: facebook.com

Расписание

Ежедневно
до 5 декабря
Показать всё расписание
Идет загрузка
В выбранном месяце нет сеансов
Что-то пошло не так
Подождите немного и обновите страницу

Адрес

Музей
ул. Гончарная, 3, стр. 1
ТаганскаяМарксистская
+7 (495) 221-52-83