«Тóска» Джакомо Пуччини — опера удивительная. Ее упрекали в натурализме, дешевом мелодраматизме, «веристских крайностях», в излишней «брутальности» (в «Тоске» умирают все главные герои, это самая «летальная» опера Пуччини). «Тóску» бесконечно ставят по всему миру. Сам Пуччини боролся за то, чтобы сюжет пьесы «Тóска» французского писателя Викторьена Сарду был отдан именно ему — эта же тема занимала и его коллегу, молодого композитора Франкетти. В конце концов, Франкетти уступил, а опера «Тóска» вошла в историю, как шедевр Пуччини.
«Тóска» наполнена невероятным психологическим напряжением, герои действуют в экстремальных обстоятельствах. Действие в «Тоске» развивается стремительно, в течение 24 часов в охваченном революционными настроениями Риме. В пьесе В. Сарду «Тóска» точно прописано время — «день, вечер и раннее утро 17 и 18 июня 1800 года». Первый и единственный раз Пуччини создал оперу на исторический сюжет — все события происходят на фоне знаменитой битвы Наполеона при Маренго, состоявшейся 14 июня 1800 года.
В «Тоске» живут конкретные персонажи, многоликие и изменчивые, интересные для зрителя. Реальность происходящего подчеркнута музыкальными деталями: известно, что в прелюдии к последнему действию Пуччини воспроизводит звучание утренних колоколов в Соборе Св. Петра в Риме, а в уста мальчика-пастуха вкладывает текст старинной итальянской песни, которую действительно пели пастухи в окрестностях Рима. Музыка потрясающая, «саундтрековая»!
Опера «Тóска» — это драма, в которой самым изощренным способом Пуччини сплел сладострастие с пытками, ярость с любовью, жажду свободы с деспотией... За многие годы постановок история любовного треугольника Каварадосси-Тóска-Скарпиа обросла сценическими традициями. Но что происходит на самом деле между героями, как зарождается эта история? Дмитрий Бертман предлагает свою версию известного сюжета, исследуя иные мотивации поступков героев. Именно они и окажутся в фокусе внимания режиссера. «Тóска» превращается в живой детектив...