«Не хочу учиться — хочу жениться», — подобные мысли наверняка приходят в голову современным митрофанушкам, не утруждающим себя подготовкой к сдаче ЕГЭ. Премьера комедии «Недоросль» состоялась в далеком 1783 году, во времена правления императрицы Екатерины II, но темы, затронутые в ней, до сих пор не устарели. Создатель жанра русской бытовой комедии Денис Иванович Фонвизин (1745–1792) написал «Недоросля» в возрасте 37 лет. К этому времени он уже окунулся мир большой политики и закулисных игр на службе секретарем у графа Н.И. Панина, осознал пагубность деспотизма самодержавия, расцветшего в период правления Екатерины II. Ответом Фонвизина на внутреннюю политику императрицы стали близкие по своей проблематике «Рассуждение о непременных государственных законах» и пьеса «Недоросль», в которых он выражает свой протест и обличает нравственный упадок дворянства.
Оперетта-водевиль «Недоросль» Александра Журбина раскрывает новые грани нестареющего сюжета. Это сатира, беспощадно высмеивающая людские пороки. Это смелая попытка посмотреть в глаза действительности, противопоставить невежеству знания и мудрость, беззаконию — благородство и честь, тирании — искреннюю любовь. В спектакле острый юмор и гротеск сочетаются с глубокими размышлениями о вечных русских проблемах: иждивенчестве, неуважении к личности, деспотизме, слепой любви родителей к своему чаду… и о проблеме власти, не видящей и не слышащей тех, кем она управляет. Наряду с героями комедии Фонвизина главным действующим лицом становится сама императрица Екатерина II.