Последняя большая пьеса была написана уже тяжело больным Чеховым за несколько месяцев 1903 года. В январе 1904 на сцене Московского Художественного театра состоялась премьера. Спустя полгода, в июне 1904 года, Чехов умирает.
Во время репетиций Антон Павлович настойчиво спорил с Немировичем и Станиславским, увидевшими в пьесе трагическое начало. «Часто у меня встречается «сквозь слезы», но это показывает только настроение лица, а не слезы», — возмущённо пишет он Немировичу-Данченко.
Чеховские герои смотрят на свою жизнь, на своё прошлое — «с Парижем покончено!..», «многоуважаемый шкаф, приветствую твоё существование!..» — с заплаканными глазами, но и с улыбкой. С нежностью и грустью. С детской надеждой и верой глядят они в будущее, грезят, строят эфемерные планы, прожекты... Большие дети, оставленные наедине с этой жизнью. Смешные и трогательные. Они мечтают, ссорятся, мирятся... а в это время проходит жизнь, и «Титаник» тихо идёт ко дну вместе с танцорами и «знаменитым еврейским оркестром — четыре скрипки, флейта и контрабас». Маленький, уютный мир, полный трогательных воспоминаний, превращается в крохотную песчинку на краю вселенной, сжимается до игрушечного паровозика, найденного в углу бывшей детской.
В спектакле использованы музыкальные произведения:
А. Шнитке «Полька», В. Мороз «Полька», Г. Китлер вальс «Ожидание»; фольклорная клезмерская музыка: A Nakht in Gan Eydn, Abraham Brudno Friling, Neshama Carlebach / Natalie Joung Vehaer Eineinu; романс «Спрятался месяц за тучку» (муз. А. Дюбюк, слова В. Чуевского), романс «Сияла ночь» (муз. Н. Ширяева, слова А. Фета) в исполнении И. Юрьевой (запись 1954 года)
Внимание! Во время спектакля, выполняя ремарки автора и поставленные режиссёром творческие задачи, артисты курят на сцене. Просим учесть эту информацию, планируя посещение спектакля.
Комедия в 4-х действиях с одним антрактом.