В основе мюзикла «Два капитана» — советский приключенческий роман Вениамина Каверина (1902 — 1989). Один из самых известных романов для юношества был издан в 1944 году и выдержал более ста переизданий, был переведен на многие иностранные языки. Автор романа был награжден Сталинской премией второй степени (1946). Героям «Двух капитанов» устанавливали памятники, их именами называли площади и улицы.
Сюжет «Двух капитанов» был дважды экранизирован, особенно полюбился зрителям шестисерийный фильм, снятый в 1976 году и ставший последней картиной для режиссера Евгения Карелова. Писатель говорил, что в фигуре главного героя Сани Григорьева он «сплавил» двоих своих знакомых. В основу романа положена реальная биография ученого-генетика Михаила Лобашёва, который рассказывал Каверину о своем детстве, немоте в ранние годы, сиротстве, беспризорничестве, школе-коммуне в Ташкенте и о том, как впоследствии ему удалось поступить в университет и стать ученым. Если характером Саня походил на генетика Лобашёва, то небесной профессией с Григорьевым «поделился» Самуил Клебанов ‒ полярный летчик, служивший во время войны в дальнебомбардировочной авиации и погибший в 1942 году. Повествование романа ведется от лица Сани, под именем его родного Энска Каверин изобразил город собственного детства — Псков.
Над созданием нового мюзикла работает знакомый поклонникам Новосибирского музыкального театра семейный и творческий дуэт — либреттист Нонна и композитор Андрей Кротовы. «Для нас, авторов мюзикла, сюжет «Двух капитанов» ‒ большой подарок, ‒ рассказывает Нонна Кротова. ‒ Мы благодарны театру и Леониду Михайловичу Кипнису, который принял решение об этой постановке. И, в то же время, сложная задача ‒ как уместить в два часа сценического времени события, которые разворачиваются в книге на протяжении 30 лет. Роман Каверина в каждой экранизации, в каждом воплощении раскрывается новыми гранями, но главное ‒ в нем есть история настоящей любви, яркие герои, которые будут интересны артистам и любимы зрителями, тайны и испытания. Наша задача — дать этой истории возможность звучать, жить в музыке, в мелодиях, которые идут от сердца к сердцу, и хитовых номерах».