• Концерт
  • Классическая музыка
16+

Miludus: La Folie

  • Хочу сходить

О концерте

Камерный концерт Miludus: La Folie. Сочинения Люлли, Верачини, Генделя, Джеминиани, Рамо. «Люди неизбежно столь безумны, что было бы безумием впасть в иное безумие — не быть безумным». Так сказал Блез Паскаль, один из самых наблюдательных мыслителей XVII века. Безумие, la folie, пронизывало собой его турбулентную эпоху. Опустошительные религиозные войны и битвы за наследство сменялись короткими периодами затишья. По дорогам Европы в попытках обыграть судьбу странствовали авантюристы. Искусство нового века, начавшись историей сумасшествия Дон Кихота, с каждым годом все более пристально вглядывалось в темные глубины человеческих страстей: во власть безумия попадали Орландо и Геркулес, Генри Пёрселл выводил душевнобольных на сцену в своих песнях, а Уильям Хогарт заканчивал историю повесы долговой тюрьмой и утратой разума. В центре концерта La Folie ансамбля Miludus — кантата «Лукреция» Георга Фридриха Генделя. Она сочинена во время пребывания композитора в Италии и написана на текст римского кардинала Бенедетто Памфили, чьему перу принадлежит также «Триумф Времени и Разочарования», премьера прошлогоднего Дягилевского фестиваля. «Лукреция» — фактически оперная сцена, в конденсированном виде излагающая историю добродетельной римлянки, которую изнасиловал царский сын. Не вынеся позора, она рассказала о случившемся мужу и заколола себя на его глазах. Музыка поначалу традиционно чередует речитативы с ариями da capo, но во второй половине кантаты выходит из берегов: неожиданные перемены темпа и короткие, рваные фразы выражают фатальное исступление героини. Кантату окружают скрипичные сонаты двух итальянцев: Франческо Верачини и Франческо Джеминиани. Оба были выдающимися скрипачами, много путешествовали по Европе и встречались в Лондоне. Для скрипки оба писали музыку на пределе технических возможностей своей эпохи, изобретательную, экстравагантную и не всегда понятную современникам. В сонатах оба выглядят наследниками Арканджело Корелли, чьи сочинения в концертном стиле знаменуют собой начало высокого барокко. Их музыка не подражает пению и пользуется всеми преимуществами солирующего инструмента. Она динамична, богато орнаментирована и объединяет в единое целое виртуозные пассажи, танцевальные ритмы, контрапунктические упражнения и тонко варьируемые гармонические формулы. Открывают и закрывают вечер арии двух классиков французского барокко: Жан-Батиста Люлли и Жан-Филиппа Рамо. Спектакли, откуда извлечены арии, объединяет желание героев преодолеть власть сложившегося социального порядка. Журден, протагонист «Мещанина во дворянстве», совместного спектакля Люлли и Мольера, — буржуа, который получил дворянский титул, но мечтает о недостижимом для него статусе наследственного аристократа. Нимфа Платея из оперы Рамо убеждена, что влюбленный Юпитер может вознести ее на более высокое место в божественной иерархии, чем написано ей на роду. Эпоха Старого порядка видела в таких заблуждениях опасное отступление от разума, граничащее с сумасшествием и достойное наказания. Люлли включает в комедию дивертисмент Наций и сочиняет арию, текст которой составлен из итальянских оперных клише о «сладостных муках любви» (два с лишним века спустя Рихард Штраус в «Кавалере роз» напишет на этот же текст пародию на арию Пуччини). В опере Рамо Безумие появляется на сцене как персонаж и рассказывает историю Дафны, отвергшей притязания Аполлона и превращенной в дерево: Купидон всегда мстит, и любовь жестока, когда он в ярости. Жан-Батист Люлли (1632–1687) Ария Di rigori armata il seno, 4-й выход, 5-й акт комедии-балета «Мещанин во дворянстве», LWV 43(1670) Франческо Мария Верачини (1690–1768) Соната для скрипки и бассо континуо ре минор, № 12 из сборника 12 Sonate Accademiche, op. 2 (до 1744) Passagallo: Largo assai Allegro ma non presto Adagio Ciaccona: Allegro ma non presto Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Кантата La Lucrezia (O Numi eterni) для сопрано и бассо континуо фа минор, HWV 145 (1706) Речитатив O Numi eterni! Ария Già superbo del mio affanno Речитатив Ma voi forse nel Cielo Ария Il suol che preme Речитатив Ah, che ancor nell’abisso и ариозо Alla salma in fedel porga Речитатив A voi, padre, consorte и ариозо Già nel seno comincia Франческо Джеминиани (1687–1762) Соната для скрипки и бассо континуо ре мажор, № 1, H. 85 из сборника «12 сонат для скрипки», ор. 4 (1739) Adagio Allegro Largo Allegro assai Жан-Филипп Рамо (1683–1764) Ария Безумия (La Folie) Aux langueurs d’Apollon из 2-го акта оперы-балета «Платея, или Ревнивая Юнона», RCT 53 (1745) Ансамбль Miludus: Мила Фраенова — вокал, скрипка Иван Наборщиков — скрипка Ольга Филиппова — клавесин Марина Белова — теорба Александр Гулин — виолончель
Читать далее
Источник: diaghilevfest.ru

Больше_интересныхсобытий

  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place

Подборка

  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place

Подборка

  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
Источник изображения: diaghilevfest.ru