• Выставка
  • Фотография
  • История
12+

Зачем нам два глаза? Стереофотография XIX–XX веков

  • Хочу сходить
  • Уже ходил

О событии

График работы: пн, ср, сб–вс 11:00–19:00 вт, чт–пт 12:00–21:00 Выставка «Зачем нам два глаза?» представляет профессиональную и любительскую стереофотографию с 1870 по 1930 год. На экспозиции можно увидеть оригиналы и увеличенные копии. Большую часть изображений можно также посмотреть через стереоскоп. Проект обращается к трём мотивам, связанным со стереофотографией: физиологическим свойствам зрения, массовой культуре XIX века и любительской фотографии. Название выставки повторяет слоган с плаката о стереофотографии 1920 года «Зачем нам два глаза?» (в оригинале — Why Do We Have Two Eyes?). Разговор про стереоизображения — это одновременно разговор об анатомическом устройстве зрения, поскольку, задаваясь вопросом, как это работает, мы спрашиваем себя о том, как мы видим в принципе. Вызываемая стереофотографиями иллюзия объёма связана с эффектом присутствия в другом пространстве: зритель оказывается в далёких странах или за обедом в гостиной чужого дома. Это «перемещение» было особенно удивительно для современников первых стереоизображений в конце XIX — начале XX века. До изобретения «синематографа», когда дальние путешествия могли себе позволить очень немногие, стереофотография являлась важным источником впечатлений и знаний о мире и пользовалась большой популярностью. Интерес публики предопределил коммерческий успех технологии на рынке: тиражные стереофотографии стали быстро распространяться повсюду, становясь «телевизором XIX века» — явлением массовой культуры. Одновременно популярность повлияла на сюжеты и визуальный канон стереофотографии — это привлекательное изображение с любопытной историей или серия на актуальную тему. Среди тематических коллекций можно найти видовые съемки, постановочные жанровые сцены, эротику и, например, зарисовки Русско-японской войны. Новая технология ставила для фотографов новые художественные задачи: как применяются правила композиции, если мы говорим об изображении, существующем в трёхмерном пространстве? Часто не слишком выразительный снимок на бумаге оживает в стереоскопе и, наоборот, интересная композиция ничего не приобретает от появившегося объема. На противоположной стороне находится любительская стереофотография. Поскольку стереоаппаратура часто была дешевле и проще в обращении, чем профессиональная фототехника, стереокамеры пользовались большой популярностью для любительской съёмки. Среди жанров любительской стереофотографии можно встретить портреты членов семьи, групповые снимки, зарисовки из повседневности. Они практически не отличаются от любительской фотографии этого времени, поскольку внимание автора фокусируется на запечатлении членов семьи для истории вместо разработки нового визуального языка и творческих экспериментов. Тем не менее среди любительской стереофотографии есть немало интересных примеров, обладающих несомненной художественной ценностью, к тому же, в отличие от тиражных изображений, они часто существуют в единственном экземпляре. Стереофотография переживет с момента изобретения периоды спада и подъёма популярности, станет во многом предвестником появления трёхмерной графики в кинематографе, будет применяться в науке и медицине. Сейчас можно уверенно говорить о том, что это интереснейший период в истории становления фотографии, повлиявший на развитие её визуального языка.
Читать далее
Источник: rosphoto.org

Популярно_наэтой_неделе

  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
Источник изображения: rosphoto.org