• Балет
  • Детям
6+

Щелкунчик

Вам_может_понравиться

  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place

О событии

Балет Петра Чайковского. Мир этого «Щелкунчика» создан художником Михаилом Шемякиным. Шемякин не только рисовал эскизы костюмов и декораций, он придумывал образы персонажей, диктовал хореографу характер их пластики, и все причудливые превращения этой театральной сказки — плод его фантазии. В красочной фантасмагории шемякинского спектакля, населённого масками с длинными носами — не то людьми, не то мышами, подчёркивается драматизм, тревожность партитуры Чайковского. В этом балете, вдохновлённом причудливыми гофмановскими фантазиями, нет места тихому семейному уюту и привычной гармонии классического танца — в предпраздничной суете на кухне орудуют крысы, пробуя сыры и колбасы, приготовленные для рождественского стола, а в лавке сластей летают мухи и пчёлы. «Обстановку добротного уютного и «вкусного» бюргерского быта» художник представил с дотошностью старательного документалиста — ни одна кухонная мелочь, будь то поварёшки или шумовки, гирлянды чеснока или рёбра подвешенной среди утвари туши, не обделена вниманием художника. И зрителю ни на мгновение не приходится скучать — рассматривая трогательные подробности бутафории, декораций и костюмов, ребёнок порадуется узнаванию знакомых предметов, а взрослый улыбнётся порой неожиданному для детской сказки их использованию. «Задача новой постановки «Щелкунчика», — говорит Шемякин, — вернуть сказке гофмановский дух с элементами гротескного юмора, странностями и перевоплощениями; соединить изобразительную часть с музыкальным драматизмом Чайковского. И в чём-то воскресить оригинальное либретто Петипа, со временем искажённое и подзабытое. Обычно плюшевые мышата в многочисленных постановках не в состоянии вызвать у современного ребёнка ни страха, ни симпатии. Уже начиная с 1920-х годов, мыши были заменены на крыс (в частности, у Фёдора Лопухова гофмановские Мышильда и её сын превращены в крыс), ибо их поведение и в сказке, и в балете напоминает больше поведение крыс, этих странных и загадочных существ. В своей постановке я решил их «очеловечить». Это королевская семья, крысиная аристократия, военные и простой народец». Действие первое: Сцена первая. Кухня в доме советника Штальбаума. Кухня в доме советника Штальбаума. Предпраздничная суета, последние приготовления к праздничному ужину. Атмосфера кухни, увешанной окороками, сырами, колбасами, уставленной праздничной снедью, притягивает не только хозяев предстоящего ужина, но и главных героев будущего действия — крыс. Повар, отрезающий кусок от головки с сыром, обнаруживает там шкодливого крысёнка. Он проскальзывает между ног повара и бросается прочь, сея панику в рядах кухарок. На кухне появляются советник и госпожа Штальбаум, за ними прибегают их дети — Маша и Фриц, которые хотят полакомиться праздничным десертом. Фриц, любимый ребёнок, получает конфетку. От Маши грубо отмахиваются. Наконец повара, кухарки и всё семейство Штальбаумов уходят. Кухня опустела, но только на мгновенье. Внезапно из всех щелей и дверей выползают крысы-хулиганы. Начинается пир. Крысиный кардинал Крыселье «руководит» необузданным весельем. Неожиданно появляется Дроссельмейер, крестный Маши, с заколдованным племянником — деревянной куклой Щелкунчиком. Интермедия. Гардеробная. Советник Штальбаум и его жена примеряют в гардеробной наряды для рождественского ужина. Не найдя ничего, что бы им понравилось, супруги Штальбаум остаются в повседневной домашней одежде. В гардеробную прибегают Маша и Фриц. Они мечтают получить новый наряд к празднику. Фрицу, избалованному любимчику, родители дарят наполеоновскую треуголку, а Маша, как всегда, остается ни с чем. Сцена вторая. Рождественский праздник. Гостиная в доме советника Штальбаума. Тут и мнимые трофеи сказочных охот, и якобы «родовые» рыцарские гербы и доспехи вместе с прочими украшениями, которыми можно прихвастнуть перед гостями дома. Гости Штальбаумов собираются на рождественский ужин. Начинаются танцы. В разгар праздника появляется Дроссельмейер с рождественскими подарками. Всех привлекают механические куклы — Рекрут, Маркитантка и два Казака. Дедушке-подагрику Дроссельмейер дарит огромную курительную трубку, а Фрицу — крысиную маску. Маше достаётся никому не нужная игрушка — Щелкунчик. Маша очарована ловкостью, с которой Щелкунчик колет орехи, но она чувствует, что это не простая игрушка. Гости удаляются к столу, накрытому в глубине комнаты, продолжать праздничный ужин. Дети, оставшиеся без присмотра, ведут себя непосредственно и шкодливо. Дедушка-подагрик в танце «Гроссфатер» пляшет до упада и при этом теряет свою туфлю. Интермедия I. Погреб. Уход гостей. Усталые хозяева провожают гостей. Последним покидает дом советника Штальбаума Дроссельмейер. Он держит в руках блюдо с обглоданной головой кабана. Интермедия II. Превращение. В доме советника Штальбаума все уснули. Не спит только Маша. Она тихонько пробирается в гостиную, чтобы ещё раз взглянуть на Щелкунчика. Увиденная картина потрясает её — крысы-аристократы, одетые, как гости её родителей, танцуют в полутьме. Испуганная Маша падает в обморок. Крысы исчезают. Часы в гостиной бьют полночь. Сцена третья. Баталия. Придя в себя, Маша с ужасом понимает, что гостиная увеличилась до гигантских размеров, а сама она стала величиной с ёлочную игрушку. Звучат фанфары. Армия крыс собирается перед Крысиным императором. Армией командует крысиный Наполеон, очень похожий на Фрица — брата Маши. Наконец появляются солдаты под предводительством Щелкунчика. Начинается бой. Испуганная Маша прячется в дедушкин башмак. Щелкунчик сражается с Кронпринцем. Желая помочь Щелкунчику, Маша бросает в Кронпринца свою туфельку. Кронпринц замирает от неожиданности, и в этот момент Щелкунчик наносит ему решающий удар шпагой. Раненый Кронпринц признаёт поражение и перед тем, как упасть, салютует Маше шпагой. Добрая девочка жалеет побеждённого и перевязывает его рану обрывком своего платья. Крысиная армия разбита. Маша и Щелкунчик покидают дом Штальбаумов и отправляются в сказочное путешествие в дедушкином башмаке. Панорама. Маша и Щелкунчик пролетают в волшебном башмаке над крышами ночного города. Все окна домов в темноте, и только в витрине лавки сластей «Конфитюренбург» горит свет. Сцена четвёртая. Снежная буря. Пролетев в башмаке над городом, Маша и Щелкунчик опускаются на заброшенное кладбище. Начинается метель. Злобные снежинки и их Королева стараются очаровать и погубить Машу, но Щелкунчик спасает её, а волшебник Дроссельмейер останавливает снежную бурю. Действие второе: Сцена первая. Лавка сластей «Конфитюренбург». В дедушкином башмаке Маша и Щелкунчик прилетают в Конфитюренбург. Этот дивный сказочный город Щелкунчик показывает своей спасительнице Маше. Конфитюренбург полон конфет и пирожных, а его забавные жители — большие любители сладкого. Машу и Щелкунчика встречает Фея драже с четырьмя сёстрами Щелкунчика. Внезапно на Щелкунчика нападает Человек-Муха. Щелкунчик вступает в бой и вновь одерживает победу. Обитатели Конфитюренбурга танцуют в честь Маши и Щелкунчика. Маша поражена удивительным зрелищем. В порыве чувств она бросается к Щелкунчику и целует его. Щелкунчик превращается в Принца. Начинается свадебный вальс. Интермедия. Перед лавкой сластей. На холодной зимней улице перед лавкой сластей стоит печальный Дроссельмейер. Окно лавки забито досками, и только свет проникает в узкие щели. Дроссельмейер отчаянно пытается рассмотреть, что же происходит внутри. Апофеоз. Спектакль идёт с одним антрактом. Билет необходимо приобретать на каждого зрителя, вне зависимости от их возраста.
Читать далее
Театр-постановщик
Мариинский театр
Режиссёр
Кирилл Симонов
Время
130 мин.
Источник: mariinsky.ru

Популярно_наэтой_неделе

  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
Источник изображения: mariinsky.ru