Лекция посвящена итальянским, бельгийским и голландским фотографиям 1950–1960-х годов из собрания Росфото. Представленные на выставке «Европейская фотография 1950–1960-х годов» снимки дают возможность осветить важный феномен фотолюбительства середины ХХ века с его пикториальной предысторией, а также соприкоснуться с проблематикой выставочной фотографии в её культурно-историческом контексте 1950-х.
Кружки фотографов-любителей в середине XX столетия были двигателем развития выставочной фотографии, кузницей кадров для модно индустрии и фотожурналистики. Особого внимания заслуживает разнообразие подходов различных национальных школ, каждая из которых по-своему отвечала на запросы времени, будь то послевоенный гуманизм, свобода творчества или поиск новой выразительности и взаимодействие с такими течениями в изобразительном искусстве как футуризм, абстракционизм или реализм.
Итальянская фотография — прекрасный пример широкого горизонта художественного поиска, от созвучного кинематографу реалистического подхода до аллюзий на модернизм начала ХХ века. Итальянские фотографы тонко уловили грань между счастливой жизнью и видимыми разрушениями, покоем и драмой. Снимки бельгийских авторов близки французскому гуманистическому направлению в фотографии: мастера стремились к лиричности образов и ироничному городскому репортажу. В то время как голландские фотографы вплотную подошли к тому, чтобы считаться частью современного им позднего сюрреалистического движения.
Рассматриваемые на лекции произведения, их художественные особенности позволяют глубже погрузиться в историю фотографии 1950-х годов — бесспорно, одной из важнейших и богатейших страниц в теории и истории искусства.
Александр Эсоно — кандидат искусствоведения.