«Щелкунчик» Гофмана — культовая сказка для петербургского зрителя. Традиционно в декабре театралы Петербурга, Петрограда, Ленинграда, Петербурга водили и водят своих детей и внуков смотреть рождественскую историю о большой любви, которая побеждает страшное проклятие. Сценическая история «Щелкунчика» насчитывает десятки постановок на балетной, кукольной и драматической сценах.
В трактовке Максима Студеновского и Владимира Карпова в «Щелкунчике» на первый план выходит мастер Дроссельмейер — крестный отец Мари и Франца, искусный изготовитель движущихся кукол и родной дядюшка заколдованного юноши, обращенного в уродливую игрушку. Именно он — рассказчик рождественской сказки, и именно он соединяет судьбы Мари Штальбаум и своего племянника, подарив девочке нелепую куклу и рассказав ей печальную сказку о волшебном орехе Кракатук и злой королеве Мышильде.
Дроссельмейер рассказывает свою сказку у рояля, под музыку, выступая то тапером разворачивающейся на сцене истории, то ее единственным автором и ведущим, находясь одновременно в двух мирах. Так же и его любимица Мари переходит из одного мира в другой, сперва влекомая магией слова и музыки крестного, а потом обретающая собственную силу, позволяющую ей оживить и увести за собой кукол, солдатиков и лошадок и разглядеть истинную суть домовых крыс — воплощения сказочного зла — и деревянного человечка — воплощения сказочного благородства и отваги.