Опера «Борис Годунов» впервые целиком увидела свет в Мариинке. Мусоргский, автор музыки, взялся за написание оперы с большим воодушевлением: идея противостояния народа и царя, страданий Годунова и тяжести народной жизни настолько захватила его, что он сумел создать оперу за год. Однако Дирекция Императорских театров отклонила ее, формально из-за отсутствия «значимых женских ролей», а фактически потому, что и само пушкинское произведение только-только вышло из-под цензуры совсем недавно. В итоге было несколько редакций, и постановка увидела свет только через 4 года после написания, в 1874 году.
Современный «Борис Годунов» — это спектакль-эталон и одновременно с тем спектакль-миф. Постановка сделана в самобытном стиле Большого театра. Зритель следит за тем, к чему приводит коварство и жажда власти боярина Бориса Годунова. Именно он должен занять престол после кончины царя Фёдора, который не оставил законных наследников.
Бориса терзают дурные предчувствия, но он все равно принимает царский венец. Народ его не признает, душу гложет убийство царевича, которое он совершил. До него доходит слух, что в столицу едет Самозванец — якобы восставший из мертвых царевич Дмитрий.