Вам_может_понравиться
- Valeriy_syutkin_presentsVery_long_dateand_place
- Valeriy_syutkin_presentsVery_long_dateand_place
- Valeriy_syutkin_presentsVery_long_dateand_place
О событии
Опера Петра Чайковского. Сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках.
Два переплетённых любовных треугольника, ревность, измена, месть, побег, колдун, яд, два убийства, одно помешательство и ужасная гроза под занавес: в «Чародейке» есть полный комплект самых проверенных средств романтической оперы XIX века. «Чародейка» написана великим композитором, находившимся на пике творческой формы, и популярным драматургом, впервые попробовавшим себя в качестве либреттиста. Это обстоятельство определило облик оперы, чья музыка гениальна от увертюры до финала, а драматургия по своим достоинствам не всегда ей соответствует. Люди, их чувства, их отношения выписаны тонко, глубоко и живо; ситуации же, в которые они попадают, зрителю, особенно — современному, нередко кажутся чересчур мелодраматичными.
Эта черта «Чародейки» повлияла на её не слишком счастливую сценическую судьбу. Несмотря на то что в музыкальном плане она ни в чем не уступает ни «Евгению Онегину», который был написан почти десятилетием раньше, ни «Пиковой даме», созданной три года спустя, услышать её на оперной сцене можно нечасто. Нынешнее исполнение «Чародейки» в Мариинском театре — первое после десятилетнего перерыва. «Чародейка» — любимое детище Чайковского, ей он отдал два года напряжённой работы (1885–1887) в живописной усадьбе Майданово, где композитор снимал господский дом.
Корреспонденция и дневник Чайковского документируют этапы этой работы, которая то приводила в полный восторг, то доводила до нервного истощения. У композитора не было готового либретто: Ипполит Шпажинский присылал его частями, и Чайковский в письмах выражал ему свои пожелания. 20 октября 1887 года состоялась премьера в Мариинском театре; четырьмя первыми представлениями дирижировал автор. Пели выдающиеся певцы мариинской сцены, среди которых — Иван Мельников (Князь), Мария Славина (Княгиня), Федор Стравинский (Мамыров). Успеха опера не имела и выдержала только 12 представлений. Чайковский переживал неудачу очень тяжело; в письме к Надежде фон Мекк он писал: «Я непоколебимо убеждён, что «Чародейка» — лучшая моя опера, а между тем её скоро сдадут в архив».
Действие первое:
У молодой вдовы Настасьи, прозванной в округе Кумой, собрались попировать нижегородские люди. Красота и приветливый нрав привлекают к Куме немало гостей разного чина и звания. Но есть и те, которые считают ее колдуньей, чародейкой. Идёт шумная гульба. Настасья поёт гостям о бескрайнем волжском просторе, рождающем в душе жажду такого же бескрайнего, беззаветного чувства. Неожиданно разносится весть о приближении великокняжеского наместника Никиты Курлятева, отца княжича Юрия, которого безответно любит Настасья. Князь Курлятев прибыл сюда по доносу дьяка Мамырова, чтобы разогнать «бесовское гульбище». Однако, поражённый красотой Настасьи, её разумной, смелой и приветливой речью, князь внезапно меняет гнев на милость. Он принимает из рук хозяйки чашу вина, одаривает перстнем и, захмелев, по подсказке Настасьи приказывает старому дьяку Мамырову плясать на потеху гостям.
Действие второе:
Княгиня, покинутая князем, горюет и негодует. Она требует, чтобы Мамыров рассказал ей всю правду о князе. Тот сообщает, что наместник часто бывает на постоялом дворе у Кумы. Княгиня клянется отомстить обидчице. Она приказывает Мамырову разузнать о неверности князя.
Княжич Юрий души не чает в матери. Он обеспокоен тем, что княгиня мрачна и несчастна, но та не называет ему причины своих горестей.
Мамыров подкупает чернеца Паисия и просит его следить за Кумой. Князь понимает, что страсть к Куме разрушает его семью. Разговор с княгиней перерастает в ссору. Князь угрожает княгине расправой. Во дворец врывается разъярённая толпа. Народ возмущён непомерными налогами, которыми обложил его Мамыров. Молодой княжич Юрий успокаивает людей и уговаривает их разойтись. Мамыров рассказывает Юрию, что причина страданий его матери — Кума. Юрий обещает убить околдовавшую отца чародейку.
Действие третье:
Старый князь — у Кумы. Он молит её о любви, сулит богатые подарки. Напрасно: Кума с негодованием отвергает его. Князь угрожает Настасье, но тщетно. Взбешенный князь уходит. Он и не догадывается, что слывущая легкомысленной Кума давно и безнадежно любит его сына.
Вбегает подруга Кумы с недоброй вестью: княжич Юрий поверил злым наговорам и поклялся убить Настасью. Но это не страшит Куму. Теперь она сможет наконец открыть княжичу свою любовь. Врывается Юрий, полный решимости расправиться с обидчицей матери, но останавливается, восхищённый красотой Настасьи. В душе Юрия разгорается ответное чувство.
Действие четвёртое:
Настасья и Юрий решаются бежать из родных мест. Но первой на месте встречи оказывается княгиня, которую Паисий привёл к Мамырову, переодетому знахарем Кудьмой, за отравой. Княгиня решила отомстить за мужа и сына. Появляется Настасья, которая ждёт Юрия. В это время к Куме подходит княгиня в одежде нищей странницы. Она успевает напоить Настасью отравленной водой. Княжич возвращается, но яд уже начал действовать. Княгиня выдаёт себя. Княжич Юрий не может сделать выбор между матерью и возлюбленной. Кума умирает.
Появляется старый князь. Он хочет знать, что случилось с Кумой. Заподозрив, что Юрий куда-то скрыл Настасью, князь в исступлении убивает сына. Князь-сыноубийца сходит с ума.
Спектакль идёт с одним антрактом.
+5
Популярно_наэтой_неделе
- Valeriy_syutkin_presentsVery_long_dateand_place
- Valeriy_syutkin_presentsVery_long_dateand_place
- Valeriy_syutkin_presentsVery_long_dateand_place
Источник изображения: © Наталья Разина