Вам_может_понравиться
- Valeriy_syutkin_presentsVery_long_dateand_place
- Valeriy_syutkin_presentsVery_long_dateand_place
- Valeriy_syutkin_presentsVery_long_dateand_place
О событии
Опера Петра Чайковского. Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках.
Опера «Пиковая дама» — это захватывающий музыкально-психологический триллер, отлитый по знаменитой троичной формуле «тройка — семёрка — туз», 3 — 7 — 1. Все три её действия, все семь её картин пронизаны единой темой, мучившей Чайковского всю жизнь, — темой абсолютного зла, являющего себя как фатум и всепобедительная смерть. Герои оперы испытывают страх — и одновременно вызывают его друг у друга: «Какой он страшный», — говорит о Германе престарелая Графиня, которую, в свою очередь, картежник Чекалинский называет «страшилищем». В либретто, написанном братом композитора Модестом по ироничной светской повести Пушкина, слово «страшно» повторяется десятки раз. Вместе со страхом глубокому художественному осмыслению подвергнуты сопряжённые с ним и созвучные ему категории: странность, страсть и страдание. Пограничное расстройство Германа прогрессирует до стадии необратимого безумия, личность распадается под действием маниакальной страсти, идеи фикс, обсессивного желания узнать тайну карт, постичь закономерность рока и тем самым переиграть его.
Когда Герман и Графиня в оцепенении смотрят друг на друга, вспоминается знаменитый афоризм Ницше про бездну, в которую опасно всматриваться, ибо она тоже смотрит на тебя, завораживает и уничтожает. От падения в бездну может спасти только любовь: «Смерть, я не хочу тебя!» — отбивается Герман от своего наваждения, втягивая сущего ангела, Лизу, в борьбу с внутренними демонами. Но силы неравны, Лиза, как и Герман, идёт по пути саморазрушения, у неё тоже есть идея фикс — пожертвовать всю себя возлюбленному, слиться с ним в сострадании («Печалюсь вашей я печалью и плачу вашею слезой»), стать его супругой-рабой. На этом пути её ничто не остановит: «Кто б ни был ты, я все-таки твоя!» Гигантскую амплитуду переживаний героев — от фрустрации до эйфории, от экстаза до отчаяния — передаёт гениальная музыка, написанная, по признанию Чайковского, «с самозабвением и наслаждением» всего за сорок четыре дня. «Пиковая дама» — драматургически безукоризненная опера-симфония, сочетающая позднеромантическую сверхэмоциональность, сочные жанровые картины и ностальгическую стилизацию музыки эпохи рококо.
Триумфальная мировая премьера предпоследней оперы Чайковского состоялась в Мариинском театре в 1890 году. Ныне в театре идет спектакль Алексея Степанюка, поставленный в 2015 году на новой сцене. Он пронизан атмосферой призрачного и величественного северного города. Сценографические лейтмотивы обыгрывают хрестоматийные приметы Петербурга: колонны, скульптуры, гранитный шар. Со строгой графикой декораций контрастируют роскошные костюмы. Из пушкинского текста постановщики заимствовали наполеоновский мотив, представив Германа как человека с безудержными амбициями, гордеца «с профилем Наполеона и душой Мефистофеля». Пытаясь компенсировать своё одиночество властью и богатством, Герман нарушает фундаментальный нравственный закон, сформулированный его современником, философом Кантом: всегда относиться к человеку как к цели, и никогда — как к средству. И всё же последнее видение умирающего героя — не инфернальная Пиковая дама, а «небесное создание» — Лиза. Жизнь-игра окончена, и только проиграв всё, Герман обретает мир.
Действие первое:
Картина первая. Солнечный весенний день в Петербурге. Летний сад заполнен гуляющими. Сурин и Чекалинский, известные в столице игроки в карты, обсуждают странную перемену в поведении и характере одного из своих знакомых — Германа. Он стал угрюм, молчалив, ночи напролёт проводит у карточного стола, но в игру не вступает. Графу Томскому, который тоже удивлен мрачным настроением своего приятеля, Герман признаётся — он влюблён! Влюблён в девушку из знатной и богатой семьи, и ему, бедному офицеру, она «принадлежать не может». Тем временем князь Елецкий принимает поздравления: с этого дня он — счастливый жених. Его радость вызывает у Германа невольную досаду. В саду появляется старая Графиня в сопровождении Лизы. Елецкий обращается к Лизе, своей невесте, со словами восхищения. А Герман узнаёт в ней ту, которую он любит, и, как он теперь понимает, любит безнадёжно. Томский рассказывает приятелям анекдот про Графиню, кого молва нарекла Пиковой дамой. В молодости красавица Графиня страстно любила карточную игру, и однажды при крупном проигрыше ей назвали три карты. Поставив на них, она выиграла три раза кряду. Тайну эту Графиня открыла уже двоим, а от третьего — ей предсказана смерть. На Германа анекдот Томского произвёл глубокое впечатление. Однако более всего ему не даёт покоя мысль о счастливом сопернике. Начинающаяся гроза лишь обостряет его чувства: «Мне буря не страшна! Во мне самом все страсти проснулись с такой убийственною силой, что этот гром — ничто в сравненье… Она моею будет, иль умру!».
Картина вторая. Вечером, в день помолвки Лизы, в её комнате собрались подруги. Печаль и грусть Лизы не могут рассеять ни её любимый романс, исполненный Полиной, ни весёлая плясовая. Оставшись одна, Лиза наконец осмеливается признаться себе самой, в чем причина её смятения: её с неодолимой силой влечёт к Герману. «Вся моя душа во власти его!». Внезапное появление Германа ошеломляет Лизу. Герман просит выслушать его. Понимая, что надежды на счастье больше нет, он решил проститься и уйти навсегда, умереть. Его страстное и нежное признание в любви пробуждает в душе Лизы ответный порыв. Но раздаётся стук в дверь. Герман едва успевает спрятаться, как появляется встревоженная громкими голосами Графиня. Лизе удаётся успокоить её и увести. Герману, находящемуся ещё под впечатлением от объяснения с Лизой, появление Графини кажется ужасным: «Могильным холодом повеяло вокруг! О страшный призрак, смерть! Я не хочу тебя!». Жажда жизни, любви вновь охватывает Германа, он молит Лизу о сострадании, и она не в силах более противиться своему чувству.
Действие второе:
Картина третья. Бал во дворце петербургского сановника. Князь Елецкий, страдая от холодности Лизы, стремится убедить её в глубине, силе и неизменности его чувства. Однако Лиза не может более обманывать себя, она любит Германа и отказывает князю. Германа мучает неотвязная мысль о трёх картах. Ему кажется, узнай он тайну — и все преграды к счастью с Лизой будут сметены. После представления пасторали «Искренность пастушки» Лизе удается увидеться с Германом и сказать: теперь она свободна. Она любит и ждёт его. Лиза отдаёт Герману ключ от потайной двери, через которую он может попасть в спальню Графини, а оттуда — в комнату Лизы.
Герман потрясён: «Теперь не я, сама судьба так хочет, и я буду знать три карты!».
Картина четвёртая. Спальня Графини. Появляется Герман. Он не в состоянии отвести глаз от портрета молодой Графини: «Какой-то тайной силой с тобой я связан роком. Мне ль от тебя, тебе ли от меня, но чувствую, что одному из нас погибнуть от другого». Слышатся шаги, и Герман прячется. Приживалки вводят усталую, раздражённую Графиню и оставляют её в одиночестве. Бал, которым она недовольна, пробудил в ней воспоминания о далёкой молодости, о днях, когда она блистала на балах в Версале… Герман решается наконец обратиться к Графине. Он просит открыть тайну трёх карт, умоляет подарить ему счастье, жизнь. Испуганная Графиня не в состоянии вымолвить ни слова… Теряя самообладание, Герман угрожает ей пистолетом, но вдруг обнаруживает, что Графиня мертва. Его рассудок не выдерживает.
Действие третье:
Картина пятая. Герман в казарме читает письмо Лизы: она не верит, что он хотел смерти Графини, и будет ждать его на набережной до полуночи. Любовь к Лизе, сострадание к ней лишь на мгновение способны отвлечь Германа от воспоминания о мёртвой старухе. Перед ним возникает призрак старой Графини. «Я пришла к тебе против воли. Но мне велено исполнить твою просьбу. Спаси Лизу, женись на ней, и три карты выиграют кряду. Запомни: тройка, семёрка, туз!..».
Картина шестая. Набережная Зимней канавки. Лиза ждёт Германа. Часы бьют полночь, но его всё нет. Лиза в отчаянии. Наконец появляется Герман. Вслед за Лизой он повторяет нежные и ласковые слова любви… Но — прерывает он её — старая Графиня всё-таки назвала три карты. Теперь надо спешить в игорный дом: «Там груды золота лежат, и мне — мне одному они принадлежат». Лиза не в силах удержать Германа. Её жизнь отныне лишена смысла.
Картина седьмая. Веселятся завсегдатаи игорного дома. Томский удивлён, увидев Елецкого: прежде князь здесь не бывал. Елецкий объясняет причину своего появления в игорном доме: он ждёт Германа, чтоб отомстить. Пришедший Герман привлекает всеобщее внимание: впервые он вступает в игру. Две карты, на которые он ставит, — тройка и семерка — выигрывают. Его везение вызывает вначале удивление, а затем страх. Более никто не хочет с ним играть. Елецкий принимает вызов. Герман ставит весь свой выигрыш на третью карту. Но вместо туза в его руке — дама пик. Потрясённому Герману кажется, что он видит Графиню, она ждёт его смерти. Герман умирает, и последние его мысли — о Лизе.
Спектакль идёт с двумя антрактами.
+11
- Театр-постановщик
- Мариинский театр
- Режиссёр
- Алексей Степанюк
- Время
- 235 мин.
Источник: mariinsky.ru
Популярно_наэтой_неделе
- Valeriy_syutkin_presentsVery_long_dateand_place
- Valeriy_syutkin_presentsVery_long_dateand_place
- Valeriy_syutkin_presentsVery_long_dateand_place
Источник изображения: © Наташа Разина