10 ноября, воскресенье, 18:00
Сервис временно недоступен
Приносим извинения за доставленные неудобства. Попробуйте обновить страницу.
Вам_может_понравиться
- Valeriy_syutkin_presentsVery_long_dateand_place
- Valeriy_syutkin_presentsVery_long_dateand_place
- Valeriy_syutkin_presentsVery_long_dateand_place
О событии
Опера Рихарда Вагнера. Исполняется на немецком языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках).
В вагнеровской коллекции Мариинского театра «Тангейзер» занимает особое положение: одна и та же команда постановщиков всего за два года предложила две совершенно разные сценические версии этой оперы, одну — в Концертном зале, другую — на сцене Мариинского-2. Постоянное обновление написано «Тангейзеру» на роду: Вагнер сочинил его в 1845 году и в течение жизни много раз к нему возвращался — как из внешних соображений, идя навстречу требованиям театров, так и из внутренних побуждений, заставлявших мастера снова и снова совершенствовать своё детище. Редакции следовали одна за другой, но финальную точку на пути к идеальному «Тангейзеру» Вагнер так и не поставил, заявив, что остался в этом отношении «должен миру».
В Мариинском театре исполняется так называемая дрезденская редакция оперы — по названию города, где состоялась её мировая премьера. Это значит, что одно из самых ярких вагнеровских произведений — пятнадцатиминутная увертюра к «Тангейзеру», гениальный симфонический «конспект» всей оперы с ошеломляющим акустическим катарсисом в конце, — звучит здесь целиком. Увертюра предваряет три действия, где события разворачиваются по-вагнеровски неторопливо (продолжительность каждого акта — один час), но с неслабеющим напряжением.
Испытанное оперно-драматургическое средство — любовный треугольник — композитор-мыслитель нагрузил сложной этической и эстетической проблематикой. Вершины треугольника образуют образы-архетипы: Художник, Блудница, Святая. Художник отдаёт своё сердце то одной, то другой возлюбленной, и эти метания между двумя полюсами, между высотами разума и глубинами инстинктов, между духом и плотью врываются в его творчество. Суд над подобным творчеством беспощаден: страстное, свободное, бесконтрольное — словом, революционное искусство воспринимается нетерпимым к инакомыслию обществом как угроза.
Универсализм идей Вагнера позволил постановщикам уйти от сказочной рыцарской романтики и переместить происходящее в совсем неромантические, жёсткие современные реалии: душное театральное закулисье, съезд тоталитарной партии-секты, неблагополучный городской квартал с публичным домом. Зрелищный спектакль насыщен аллегориями, над которыми интересно поразмыслить, а провокационный ассоциативный ряд обращён к личному опыту зрителей.
Новый «Тангейзер» в Мариинском театре смел, вызывающ и музыкально великолепен, как то самое легендарное выступление его главного героя на состязании.
Внутренность горы Хёрзельберг, где находится царство Венеры. Когда-то рыцарь-певец Тангейзер проник сюда и стал возлюбленным самой богини любви. Его жизнь наполнилась наслаждениями. Пресытившись, рыцарь решил покинуть Венеру и вернуться к людям. Ему душно в розовом дурмане Венерина царства, он хочет снова глотнуть свежего лесного воздуха, услышать пение птиц и колокольный звон. Оскорблённая богиня тщетно пытается удержать Тангейзера: ни ласки, ни мольбы, ни проклятия не могут остановить его. С именем Девы Марии на устах миннезингер покидает чертоги Венеры и оказывается в цветущей долине у Вартбургского замка. С умилением слушает он песню пастушка. Мимо движется процессия паломников, направляющихся в Рим. Вдалеке раздаются звуки охотничьих рожков. Появляется ландграф Тюрингии в сопровождении рыцарей. Когда-то заносчивый Тангейзер покинул их. Теперь один из рыцарей, давний друг Тангейзера Вольфрам фон Эшенбах, просит его вернуться в Вартбург и принять участие в состязании певцов. Тангейзер поначалу отказывается, но, узнав, что племянница ландграфа Елизавета тоскует по нему, присоединяется к рыцарям.
В Вартбурге, в зале, где состязаются в своём искусстве рыцари-миннезингеры, радостная Елизавета ждет Тангейзера. Тот приходит в сопровождении Вольфрама. Елизавета рассказывает Тангейзеру о новом, неведомом чувстве, овладевшем ею. Миннезингер ликует: это любовь! Влюблённые в восторге поют гимн высокому чувству любви. Вольфрам опечален, его надежды на взаимность Елизаветы растаяли. Ландграф начинает турнир и объявляет тему конкурса: сущность любви. Вольфрам воспевает чистую любовь, уподобляя её ручью. Тангейзер, только вернувшийся из грота Венеры, возражает другу. Остальные рыцари — Вальтер фон дер Фогельвейде, Битерольф — встают на сторону Вольфрама. Распаляясь, Тангейзер во всеуслышание объявляет о том, что жил в гроте Венеры, и воспевает чувственную любовь. Все в смятении. Женщины покидают зал, рыцари выхватывают оружие. От гибели миннезингера спасает Елизавета, она запрещает рыцарям вершить расправу. Ландграф приказывает Тангейзеру присоединиться к паломникам и отправиться к папе римскому за отпущением грехов.
В долине под Вартбургом Елизавета ждёт его возвращения. Вольфрам с состраданием наблюдает за ней. Наконец появляются побывавшие в Риме паломники, но Тангейзера среди них нет. Елизавета взывает к милосердию Девы Марии. Она готова умереть ради спасения возлюбленного. Оставшись один, Вольфрам приветствует вечернюю звезду. Появляется Тангейзер. Он в отчаянии: папа проклял грешника, сказав, что его спасение столь же невозможно, как невозможно папскому посоху покрыться зелеными побегами.
Отвергнутый всеми миннезингер надеется вновь найти Венеру, но чары богини любви уже не властны над ним: ангельская душа Елизаветы вымолила прощение возлюбленному. У гроба Елизаветы Тангейзер умирает. Пилигримы рассказывают о случившемся в Риме чуде: папский жезл расцвел.
Спектакль идёт с двумя антрактами.
+4
Адрес
Популярно_наэтой_неделе
- Valeriy_syutkin_presentsVery_long_dateand_place
- Valeriy_syutkin_presentsVery_long_dateand_place
- Valeriy_syutkin_presentsVery_long_dateand_place
Источник изображения: mariinsky.ru