• Опера
12+

Война и мир

Спектакль в Санкт-Петербурге: сб 23 ноября
до
15%
Билетов сейчас нет
Выберите другую дату или зайдите позже, возможно они появятся
Сервис временно недоступен
Приносим извинения за доставленные неудобства. Попробуйте обновить страницу.

Вам_может_понравиться

  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place

О событии

Опера Сергея Прокофьева. Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках. Постановка Андрея Кончаловского — третье обращение театра к опере Прокофьева «Война и мир». В 1977 году её постановка стала одной из первых работ нового главного дирижёра Юрия Темирканова. Режиссерскую концепцию разработал тогда Борис Покровский. Дирижёром-ассистентом спектакля был 24-летний стажёр — Валерий Гергиев. Следующая постановка состоялась в год 100-летию Прокофьева. В 1991 Гергиев и английский режиссёр Грэм Вик впервые представили оперу без единой купюры в один вечер. В 2000 гигантскую партитуру Прокофьева уложили в масштаб нормального оперного спектакля. До антракта вместились сцены мира, после — войны. Редакция, ставить которую пригласили Андрея Кончаловского, а оформлять — Георгия Цыпина, стала одним из самых экспортируемых мариинских спектаклей. Задуманный как копродукция, он шёл в Метрополитен-опере и имел счастливую гастрольную судьбу. Не случайно над ним работали режиссёр и художник с большим западным, прежде всего американским, опытом. В «Войне и мире» русская культура, как мало в каком другом тексте, развернута к западному читателю, открыта ему и привлекательна. Это справедливо и в отношении музыки Прокофьева. Национальная патриотическая эпопея решена композитором в строгом и вполне интернациональном неоклассическом стиле — не по конкретным приметам «старинного» в партитуре, а по её ампирной упорядоченности, стройности и иерархичности. На такой же лад настраивает сценическое решение оперы: минималистские графичные декорации в сценах мира, скупо оформленные, но драматизированные гигантскими людскими массами сцены войны. После многолетнего перерыва и ещё одного варианта «Войны и мира» Грэма Вика (2014 год), театр возобновил спектакль Цыпина — Кончаловского. Действие первое: Сад и дом в имении графа Ростова Отрадное. Весна 1809 года. Князь Андрей Болконский, приехавший к уездному предводителю графу Ростову по опекунским делам, вспоминает огромный старый дуб, который видел недавно в лесу. С сухими обломанными ветвями, с ободранной корой стоял он среди яркой молодой зелени леса и как бы говорил своим видом: «Весна, и любовь, и счастье. И как не надоест вам всё один и тот же глупый бессмысленный обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья». Князю Андрею кажется, что счастливая пора молодости миновала и ему остаётся лишь «доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Наташа Ростова, взволнованная красотой весенней ночи, не может уснуть. Князь Андрей узнаёт голос девушки, на которую он обратил внимание днём. «В ней есть что-то совсем, совсем особенное, в этой девочке, которая хотела улететь в небо», — говорит он, испытывая «беспричинное весеннее чувство радости и обновления». Москва. Бал у екатерининского вельможи. Граф Ростов привозит Наташу и свою племянницу Соню. Съезжаются гости. Среди них Пьер Безухов с женой — красавицей Элен и её брат Анатоль Курагин. Полонез сменяется мазуркой, затем объявляют вальс. Замирающей от волнения Наташе, впервые попавшей на настоящий бал, кажется, что никто не замечает её, что она так и не будет танцевать. Граф Пьер Безухов, понимая, что творится в душе девушки, обращается к князю Андрею с просьбой пригласить Наташу на вальс. Тот восхищён робкой грацией этой «совсем особенной» девушки, его всё больше привлекает юная восторженность Наташи. «Он предложил ей тур вальса…». «Давно я ждала тебя», — как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея». После вальса с Наташей неожиданно для самого себя князь Андрей загадал: «Ежели она подойдёт прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой». Наташа подходит к кузине. Гостиная в старом особняке князя Болконского. Граф Ростов и Наташа, уже невеста князя Андрея, приезжают с первым визитом к старому князю Болконскому. Наташа верит, что тот, узнав её ближе, перестанет противиться женитьбе сына на ней и полюбит её. Князь Болконский отказывается принять Ростовых. К ним выходит его дочь — княжна Марья. Наташа оскорблена до слёз холодностью княжны, насмешками неожиданно появившегося старого князя. Она не хочет более оставаться в этом негостеприимном доме. Как никогда остро Наташа ощущает тоску по князю Андрею, уехавшему по настоянию отца на год за границу. Диванная в доме Элен Безуховой. Граф Ростов, приглашённый на этот вечер с Наташей и Соней, «с неудовольствием заметил, что всё это общество состояло преимущественно из мужчин и дам, известных вольностью обращения». Элен знает, что Наташа — невеста князя Андрея, «одного из самых деятельных, образованных и умных молодых людей», но охотно помогает своему брату, щёголю Анатолю Курагину, ухаживать за хорошенькой Ростовой, которую он заметил ещё на новогоднем балу. Мысль свести брата с Наташей забавляет её. Оставшись наедине с девушкой, Анатоль объясняется ей в любви и передаёт письмо, в котором умоляет бежать с ним. Наташа в смятении. Она не может разобраться в потоке нахлынувших на неё чувств: «Как близок, как страшно близок вдруг стал мне этот человек». Соня пытается образумить и предостеречь Наташу. Кабинет Долохова. Анатоль Курагин подговорил Долохова устроить его тайное венчание с Наташей Ростовой. Всё подготовив, найдя деньги и ямщика, Долохов, однако, пытается отговорить Курагина от сумасбродного поступка, но тот непреклонен и готов ехать за Наташей. Особняк Марьи Дмитриевны Ахросимовой. В передней дома Марьи Дмитриевны, у которой гостят Ростовы, встревоженная Наташа с нетерпением ждёт Анатоля. Она решилась бежать с ним, разорвав без ведома родителей помолвку с князем Андреем. Однако план похищения становится известен Ахросимовой от Сони, и приехавшего за Наташей Анатоля Курагина встречает лакей. Курагин убегает. Марья Дмитриевна возмущена поведением Наташи и резко отчитывает девушку, но, боясь огласки, просит пришедшего с визитом Пьера Безухова принять меры, «иначе быть скандалу и дуэли». Пьер, в последнее время с пугающим его волнением относившийся к невесте своего друга, не понимает, как Наташа могла решиться на такой поступок. Но, увидев страдания девушки, поняв, какую боль причинило ей известие о том, что Анатоль женат, как мучает её сознание своей вины перед князем Андреем, он в порыве жалости, нежности и любви неожиданно говорит Наташе о своем чувстве к ней. Кабинет Пьера Безухова. В кабинете мужа Элен принимает гостей. Вошедший Пьер требует, чтобы Анатоль Курагин немедленно уехал из Москвы. Испуганный Анатоль соглашается на это требование. Пьеру ненавистен его дом, ненужное ему богатство, никчемные люди, окружающие его. Друг Пьера Василий Денисов приносит известие о том, что Наполеон стянул свои войска к русской границе. Действие второе: Бородинское поле перед сражением. Ополченцы строят редут. Подтягиваются войска. Подполковник Денисов в поисках фельдмаршала Кутузова встречает князя Андрея и рассказывает ему о своем плане партизанских действий в тылу врага. Встреча с Денисовым, когда-то просившим руки пятнадцатилетней Наташи Ростовой, пробуждает в князе Андрее радостные и одновременно горькие воспоминания. На поле боя приезжает Пьер Безухов, чтобы своими глазами увидеть сражение. Он отвлекает князя Андрея от тяжелых мыслей о разрыве с Наташей, о смерти отца. «Пожар Смоленска и оставление его были эпохой для князя Андрея. Новое чувство озлобления против врага заставляло его забывать своё горе. Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними». В полку его называли «наш князь», им гордились и его любили. Горячо приветствуемый народом, появляется фельдмаршал Кутузов. «Чудесный, бесподобный народ, — говорит он. — Зверь будет насмерть ранен всею русскою силой, будет изгнан из священной нашей земли». Шевардинский редут во время Бородинского сражения. Наполеон, окружённый маршалами, наблюдает с Шевардинского редута за ходом битвы. В своих мечтах он уже видит покоренную Москву, депутацию с ключами от великого города. Но вместо радостных известий о победе со всех сторон приходят сообщения об убитых и раненых генералах, один за другим посланцы французских военачальников просят у Бонапарта подкрепления. Наполеоном овладевает предчувствие надвигающейся катастрофы. Изба в Филях. Под руководством фельдмаршала Кутузова в Филях идёт заседание военного совета. Рисковать ли потерей армии и Москвы, приняв сражение с невыгодных позиций, или оставить столицу и сохранить армию, а с нею и надежду на счастливое завершение войны? Выслушав мнения Беннигсена, Барклая-де-Толли, Ермолова, Раевского, Кутузов отдает приказ — для сохранения армии, для блага отечества отступить: «Недолго враги в Москве пробудут. Это их последнее торжество». Улица Москвы, занятой французами. Депутация с ключами от города так и не явилась к императору. Оставшийся в Москве Пьер хочет «встретить Наполеона и убить его, с тем чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы». От ключницы и горничной Ростовых Пьер узнает, что те уехали из Первопрестольной. По настоянию Наташи с Ростовыми выехали раненые, остановившиеся в их доме. От Наташи скрыли, что среди раненых — князь Андрей. В Москве начинается пожар. Французские солдаты ведут группу пленных, обвинённых в поджогах. Среди них Пьер и Платон Каратаев — больной солдат, взятый французами из госпиталя. По приказу маршала Даву французы расстреливают нескольких русских. Пожар разгорается. Сбежавшиеся москвичи сочувственно окружают выпущенных из больницы умалишенных. В панике пробегают артисты французского театра. Сквозь дым пробивается Наполеон со свитой. Он поражён храбростью русских. Тёмная изба в Мытищах. В деревенской избе лежит тяжело раненный князь Андрей. Его тревога за судьбу отечества, Москвы, мысли о Наташе выливаются в горячечный бред. Когда Андрей видит входящую в избу девушку, он принимает её за одно из своих видений. Но убедившись, что перед ним «живая, настоящая» Наташа, Болконский не скрывает своей любви к ней. Счастливая и страдающая Наташа просит простить её. Однако силы оставляют князя Андрея. Он снова начинает бредить, и Наташа с ужасом чувствует, как вместе с затихающим бредом уходит жизнь любимого. Смоленская дорога в метель. Бредут группы измученных людей. Это остатки армии Наполеона, позорно бегущие из Москвы. Многие из французских солдат найдут свою смерть на заснеженной русской земле. Прибывают регулярные войска русской армии во главе с фельдмаршалом Кутузовым. Он поздравляет всех с победой: «Неприятель разбит… Спасена Россия!». (Театр сделал некоторые сокращения для данной постановки оперы «Война и мир» по сравнению с полной версией композитора. Ряд сцен опущен). Спектакль идёт с одним антрактом.
Театр-постановщик
Мариинский театр
В ролях
Глеб Перязев
Екатерина Крапивина
Александр Михайлов
Евгений Акимов
Виолетта Лукьяненк
Время
235 мин.
Источник: mariinsky.ru

Адрес

ул. Декабристов, 34а
СадоваяСпасскаяСенная площадь
+7 (812) 326-41-41

Популярно_наэтой_неделе

  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
Источник изображения: mariinsky.ru