Одна из самых любимых и популярных оперетт Имре Кальмана, в России более известная под названием «Мистер Икс», впервые будет представлена максимально близко к оригинальной авторской редакции в музыке, в либретто и в названии. Это «Принцесса цирка».
Мелодраматическая история с подлогами, обманами, поединком характеров и счастливым финалом, в котором влюблённые соединяются, а зло остается «с носом», родилась из-под пера постоянных соавторов Кальмана — либреттистов Альфреда Грюнвальда и Юлиуса Браммера. Сам композитор определил главное место действия нового произведения: цирк.
Завязка интриги закручивается в 1912 году в России, а точнее — в Санкт-Петербурге. На представлении загадочного артиста в маске, исполняющего смертельный номер на манеже петербургского цирка, появляется богатая вдова Феодора Палинская. По условию завещания, чтобы сохранить наследство, она должна в течение шести недель после смерти мужа выйти замуж за соотечественника. В противном случае, её состояние перейдёт родственникам бывшего мужа за границей. Среди многочисленных претендентов на руку и состояние красавицы — великий князь Сергей Николаевич, которому Феодора уже неоднократно отказала. В отместку князь решает посрамить княгиню, подстроив её брак с циркачом, которого выдаёт за русского принца. Но князь не знает о том, что под маской Мистера Икса скрывается потомственный дворянин и русский офицер…
Премьера оперетты «Принцесса цирка» состоялась в 1926 году в Вене, в театре «Ан дер Вин». Годом позже её, в значительно переделанном виде, увидели в России. Изменения касались как географического контекста — в русских версиях действие полностью переносилось в Париж или Вену, а герои становились французскими или австрийскими аристократами, так и идеологического. Ни о каком благородном русском офицере на сцене не могло быть и речи…
Новинка репертуара имела у зрителя успех, в том числе и благодаря ярким и эффектным характерам второстепенной комедийной сюжетной линии — колоритной хозяйке ресторана госпоже Каролине и её метрдотелю Пеликану, а также молодой паре влюблённых: сыну грозной рестораторши Тони и циркачке Мабель.
Наибольшую популярность у поклонников жанра оперетты в России XX века получила киноверсия 1958 года, снятая Ю. Хмельницким с участием Георга Отса, Марины Юрасовой, Анатолия Королькевича, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Зои Виноградовой, Григория Ярона. Фильм родился после того, как двумя годами ранее Хмельницкий поставил одноимённый спектакль на сцене ленинградской музкомедии.
Сегодня в новом спектакле творческий коллектив принял решение восстановить в правах авторскую редакцию «Принцессы цирка», возвращая действие в дореволюционный Петербург начала XX века.
Постановщиком новой версии выступит Ольга Субботина — востребованный театральный и кинорежиссёр. Художник спектакля — уже знакомый петербуржцам мастер из Японии Йоко Сеама, эффектную работу которой можно было увидеть в мюзикле «Мисс Сайгон». Особое внимание в постановке будет уделено цирковому контексту истории, в связи с чем к участию приглашены профессиональные артисты цирка, прошедшие кастинг. Музыкальным руководителем выступает главный дирижёр театра — заслуженный артист России Андрей Алексеев.