Комедия «Банкрот» была запрещена в течение тридцати двух лет. Почему? Цензор М. А. Гедеонов в 1849 году писал: «Все действующие лица: купец, его дочь, стряпчий, приказчик и сваха, отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества».
В то же время пьеса была хорошо принята русской творческой интеллигенцией. И причины здесь не только в том, что в «Банкроте» разоблачались негативные стороны общественной жизни. В ней обозначены гораздо более серьезные для России проблемы — внутренние проблемы распада семьи как таковой.
История краха купца Большова и краха его семейства в спектакле театра «На Литейном» — больше человеческая история, чем история финансового банкротства. Социальные темы, проблемы купеческой амбициозности, конечно, и сегодня не утратили своей актуальности. Но сюжет про московских бизнесменов и их семьи середины XIX века интересен в наши дни именно потому, что вновь дает пищу к размышлению о вечной проблеме отцов и детей, смены поколений, смены жизненных ценностей.
В спектакле «Банкрот» нет разделения на правых и виноватых, нет положительных и отрицательных героев. Театр не собирается ни обличать «темное царство», ни искать в нем «луч света». Смешной и грустный спектакль о том, как один делец потерпел фиаско — притча о потерянном доверии даже к самым близким людям.