Первая полная сценическая версия пьесы Хайнера Мюллера «Маузер» в России. Хайнер Мюллер (1929-1995) — немецкий драматург, режиссёр, поэт, эссеист, крупнейшая фигура немецкого театра после Бертольта Брехта, чья драматургия не имела должной сценической судьбы на российской сцене, большая часть творческого наследия Хайнера Мюллера так и не переведена, и не опубликована в нашей стране.
Первая редакция этого спектакля вышла в марте 2020 года. Премьеру сыграли без зрителей в зале, но с показом спектакля на многомиллионную аудиторию в режиме реального времени на платформе Триколор. Затем спектакль имел замечательную судьбу.
«Маузер» был написан в 1970 году как третья часть экспериментального триптиха, первая пьеса из этого ряда — «Филоктет», вторая — «Гораций». Триптих опирается на теорию и практику дидактической драмы Брехта, но и полемизирует с ней. Предтечей «Маузера» стала «дидактическая песня», созданная Бертольтом Брехтом и композитором Хансом Эйслером «Высшая мера» (Die Massnahme, 1930).
«Маузер» описывает и представляет собой особый судебный процесс, где, подобно античной драме и, как и в дидактической песне Брехта, действуют герои и хор.
Во многих из своих 30-ти пьес Хайнер Мюллер обращается к сюжетам мировой литературы. «Маузер» — радикальная вариация на тему романа Михаила Шолохова «Тихий Дон», эпизод из второй книги романа, описывающий службу Бунчука в Революционном трибунале Донского ревкома. В пьесе слышны также и мотивы «Конармии» Исаака Бабеля.
В пьесе раскрыта естественная динамика насилия, которая может проявиться в ходе какой бы то ни было революции, отдаляя её от изначальных целей и делая их достижение, пусть даже в далеком будущем, крайне сомнительным. В рамках такой перспективы революция как социальный феномен приобретает, помимо своих политических черт, и глубоко гуманистическую или, точнее, онтологическую сторону.
В последние годы по всему миру интерес к «Маузеру» возобновился, подтверждая тем самым актуальность его проблематики во время, когда гражданские войны и столкновения вернулись, а война, кажется, вновь становится средством решения конфликтов между мировыми державами.
«Маузер» составляет театральную дилогию со спектаклем «Мамаша Кураж и её дети».