Личность режиссёра-новатора ХХ века Всеволода Эмильевича Мейерхольда, не укладывающаяся в привычные рамки, и его жизнь, трагически оборвавшаяся в застенках НКВД, стали толчком к созданию этого спектакля, жанр которого Роман Габриа определил как нон-фикшн.
«Мейерхольд» — это не только размышления на вечную тему «художник и власть», но и попытка современной интерпретации исторического сюжета, стремление найти судьбоносные рифмы между жизнью и творчеством. Как театр проникает в жизнь и как жизнь становится театром? Это история, которая находит аналогии и в сегодняшнем дне.
Один из центральных образов спектакля — актриса Зинаида Райх, жена Мейерхольда, его любовь и муза. Она была для него примой в театре и в жизни. Их почти мистическая связь и одержимость друг другом — в любви и в профессии — предмет режиссёрского исследования.
Для спектакля композитором Владом Крыловым, постоянным соавтором Романа Габриа, была написана оригинальная электронная музыка в стиле IDM. Комментирующие сюжет видео-арт-коллажи, созданные Александрой Магелатовой, можно назвать четвёртым «действующим лицом» постановки.
Роман Габриа: «Для меня Мейерхольд — личность крайне противоречивая. И в этом я вижу одну из причин острых конфликтов в его биографии. Им руководил дух новаторства, необходимость всё время меняться, быть постоянно в поиске, отказываться от прежних взглядов во имя будущих открытий. Творческий путь новатора — это неизбежно путь ошибок. Это постоянный эксперимент — в том числе над самим собой. В спектакле мы используем ретроспективный ход: попробуем по-своему взглянуть на причины трагического финала».
В составе исполнителей возможны изменения без дополнительного уведомления.