• выставка
  • история
6+

Грани ХХ века. 100 лет Российской революции 1917 года

3 пользователя
сохранили это событие

Описание

Выставка «Грани ХХ века. 100 лет Российской революции 1917 г.» посвящена одному из крупнейших событий ХХ века, произошедшему в России в 1917 году и повлиявшему на дальнейший ход всемирной истории. Самарский областной художественный музей представляет свою экспозицию, куда вошли около ста произведений живописи, графики и скульптуры, так или иначе интерпретирующих «лица и символы» революции, относящихся к периоду со второй половины 1910-х до конца 1980-х годов. Первый раздел выставки — преддверие революции и первые годы советской власти. Здесь представлено искусство русского авангарда, создавшего свой проект нового мироустройства. В 1918-1921-х поддержка государством нового искусства носила беспрецедентный характер. На выставке можно увидеть эскизы знамен, исполненные одним из первых самарских вхутемасовцев М.Степановым к 23 февраля 1928 г. и эскиз задника к спектаклям театра «Агитфонарь». Второй раздел выставки посвящен творчеству художников АХРР. После 1921 г. в России делается выбор в пользу социалистического реализма. Возобновляют деятельность передвижники, в 1922 году зародилась Ассоциация художников революционной России — АХРР, которая явилась предтечей единого Союза художников СССР. Авангард был объявлен «вредными измышлениями». Вскоре стали возникать областные и республиканские филиалы АХРРа, которых к 1926 году их насчитывалось уже около сорока, в том числе и в Самаре. На выставке представлены работы ахрровцев, экспонировавшиеся в 1920 — начале 1930-х в самарском филиале этой организации, они выставляются в музее впервые — В.Костяницын «Маевка»; С.Соболев «Кашпирские сланцевые рудники»; А.Ржезников «Выпуск сланцевых топок на ульяновском заводе „Металлист“», И.Горюшкин-Сорокопудов «Фабрика Красный Октябрь», А.Колосов «Митинг», 1929 и многие другие. На выставке также можно увидеть фотографии праздничного оформления самарских улиц и площадей в 1930-х гг., в стилистике которого использованы элементы авангарда. В 1940-е — 1950-е годы символы революции — крейсер Аврора, Ленин и Сталин (до 1956 г.), играли определяющую роль в официальном советском искусстве: графические работы В.Бибикова «Крейсер Аврора»; портреты Ленина и Сталина, автолитографии Е.Кибрика («Есть такая партия!»), «Лениниана» Н.Жукова (1950-е). В период хрущевской оттепели романтическая окрашенность была присуща многим произведениям, посвященным революционной теме. В их числе графические листы «Интернационал» (1970) Д.Бисти; автолитографии к «Мальчишу-Кебальчишу» А.Гайдара (1967) И.Обросова, линогравюры новокуйбышевца М.Бедных («Тачанка», «Солдаты Конармии» и др.). Творчество куйбышевских художников 1960-х — 1980-х гг. на темы революции и гражданской войны представлено работами В.Кныжова «Вступление Красной Армии в Самару» (1969), В.Герасимова «1905 год», С.Федорова «Самарские комсомольцы 20-х годов» (1986) и «Месяц в Горках» Р.Баранова (1979-1980). В трагической обреченности больного вождя мирового пролетариата в картине «Месяц в Горках» явственно сквозит дух приближающейся Перестройки, переоценивающей многие явления советского времени.
Полное описание
Источник: afisher.info