• выставка
  • детям
  • история
  • культура
6+

Жизненный круг в традициях и обрядах народов Поволжья. Этнографическая экспозиция.

Расписание в Самаре
1 пользователь
сохранил это событие

Описание

Говорят, что за всю жизнь человеку ставят 4 стола: первый — когда человек рождается; второй — когда достигает совершеннолетия; третий — на свадьбу; четвертый — на поминки. Мы приглашаем Вас, пройти жизненный круг, стать свидетелями обрядов, связанных с этапами жизни человека, окунувшись в атмосферу конца XIX-начала XX в.в. Возможно, Вы убедитесь в том, что одни традиции возрождаются, а другие не исчезли, и мы следуем им и по сей день. Первый стол «В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, под святыми стол дубовый печь с лежанкой изразцовой...» Рождение человека связано всегда с домом. Ведь именно в нём воплощалась вся система народных представлений о мировом устройстве. Печь — древнейший языческий центр дома, красный угол — христианский центр жилища. Печь — первый центр жилища — источник тепла, света, место приготовления пищи, символ сытости, довольства, место сна, лечения, место обитания духа- покровителя дома, домового. Именно на печи держали ребёнка до крещения. Красный угол — наиболее значимая и почётная часть жилища. С ним связывалась вся жизнь крестьянина — рождение, свадьба, похороны. В красном углу находились предметы, которым в христианстве придавалась высокая культовая ценность: иконы, Библия, молитвенные книги, крест, свечи. Второй стол Второй стол связан с совершеннолетием ребёнка. Обряды «инициации» имели свою специфику у каждого народа.Совершеннолетним он мог стать только тогда, когда выдержит экзамен на взрослость — «инициацию». Пройдя этот обряд, человек «исчезал» на одном уровне, и вновь появлялся уже на другом, в новом качестве. Когда мальчик начинал становиться юношей, а девочка- девушкой, им приходила пора перейти в следующее качество, из разряда детей в разряд молодёжи, будущих женихов и невест, готовых к семейной ответственности и продолжению рода. В древнейшие времена получали они и новые «взрослые» имена, которых не должны были знать посторонние. Вручали и новую взрослую одежду: юношам- мужские штаны, девушкам понёвы. У народов Поволжья сохранились некоторые обряды, которые являются отголоском древних обрядов инициации. У русских (в основном южных районов России) — это обряд запрыгивания в понёву: девочка мылась в бане, смывая с себя «грязь» телесную и духовную. На выходе из бани её ждал отец, который держал понёву — атрибут девичьего костюма. Обряд запрыгивания девочки в понёву символизировал переход её в разряд невесты. Третий стол Третий стол — стол свадебный. "Девку в колыбельку, а приданое в коробейку«.Именно свадьбе принадлежит центральное место в семейной обрядности. Необходимо было подготовиться к этому событию. Вы видите, как мордовская невеста укладывает своё приданое накануне свадьбы. Заглянем в татарскую избу накануне свадьбы. В татарском доме подруги невесты украшали дом жениха рукодельными вещами молодицы, преображавшими дом мужа в своё пространство. Мать жениха, одетая в праздничный костюм осматривает убранство дома, в частности вышитые полотенца, повешенные в простенках между окнами, ковры, занавески, хотя основная свадьба будет проходить в доме невесты и длиться 2—3дня. К венцу В русских селениях было принято, да и сейчас эта традиция сохранилась, чтобы за невестой приходил жених с родственниками — «поезжанами» под руководством дружки. Прежде чем войти в дом, гости должны были преодолеть ряд препятствий. Жених выводит невесту к свадебному поезду. В доме остались родители невесты, благословившие молодых. Четвертый стол Четвертый стол ставят, когда человек уходит из этой жизни. По представлениям чувашей-язычников, смерть не должна была приносить горе, а наоборот, в ней заключалось нечто величавое, таинственное. Умерший как бы просто переходил из одного состояния в другое: жизнь на земле считалась временной, а кладбище называемое сава или масар представлялось частью потустороннего вечного мира, и человек после смерти уходил туда, на тот свет, навсегда. Выбирая для сава место, исходили из космогонических идей: возвышенное место у реки, где устраивали кладбище, связывалось с мифической «первогорой» — первой сушей, появившейся из-под воды при спаде всемирного потопа, река символизировала воды потопа. По пути из деревни на языческое кладбище необходимо было перейти мост, который, вероятно, представлялся как символ преисподней. Родные и близкие покойника старались идти по мосту крайне осторожно, «чтобы душа не упала в пропасть». «Праведник без труда пересекает мост, но стоит на него ступить грешнику, как он низвергается в преисподню». Совершив погребение, чуваши ставили на могилу дощечку приветствия, временный памятник. В месяц юпа (ноябрь) сооружали долговременный памятник из камня либо из дерева. Совершая традиционные обряды люди как бы общались со скульптурой-предком. Во вновь «сотворённом» мире пространство и время были уже не просто местность и час, а олицетворяли собой связь трёх миров, связь поколений, усопших с поколениями живых на земле.
Полное описание
Источник: afisher.info

Расписание

Показать всё расписание
Идет загрузка
В выбранном месяце нет сеансов
Что-то пошло не так
Подождите немного и обновите страницу

Адрес

Музей
ул. Ленинская, 142
РоссийскаяАлабинскаяМосковская
+7 (846) 333-64-23