• выставка
  • живопись
6+

Боголюбов. Вид Саратова с соколовой горы. 1887-1888

1 пользователь
сохранил это событие

Описание

Основатель Радищевского музея профессор живописи Алексей Петрович Боголюбов принадлежит к числу выдающихся мастеров реалистического пейзажа второй половины XIX века. В ту пору его творчество было известно широкому кругу современников в России и Европе. За свою жизнь художник объездил много стран, побывал в Германии, Италии, Швейцарии. Последние двадцать лет жизни А.П. Боголюбов провел в Париже. Однако он никогда не прерывал связей с родиной. Делом почти всей его жизни стало создание в Саратове Радищевского музея, открытие которого состоялось в 1885 г. «По роду я саратовец, ибо эта губерния дала России Радищева», – с гордостью писал художник в своих воспоминаниях. Еще задолго до того, как идея основания музея в Саратове оформилась окончательно, судьба сводила Боголюбова с нашим городом. В середине позапрошлого столетия Боголюбову довелось три раза посетить Саратов в путешествиях по Волге. «Тогда я даже не помышлял, что буду впоследствии Почётным гражданином этого города и что … мне помогут устроить там музей имени моего деда Александра Николаевича Радищева», – вспоминал художник. Первое знакомство состоялось в 1861 году, когда он направлялся к Каспийскому морю вместе с братом Николаем Петровичем, который составлял путеводитель «Волга от Твери до Астрахани». Результатом поездки стали иллюстрации к этому изданию. Позже А.П. Боголюбов сопровождал в поездках по Волге наследников царского престола – цесаревичей Николая Александровича (в 1863) и Александра Александровича (в 1869). В пути художник делал многочисленные зарисовки и наброски, которые потом оформлял в виде альбомов. Итогами волжских поездок Боголюбова стали также картины с видами волжских городов – Казани, Костромы, Нижнего Новгорода. Однако неизвестно ни одного полотна этого периода, изображающего Саратов. Картина «Вид Саратова с Соколовой горы» была создана художником в 1887-1888 годах. По всей вероятности она была написана в Париже по воспоминаниям об инспекционной поездке в Саратов, связанной с деятельностью недавно открытого в городе Радищевского музея. В 1888 году художник привез эту картину в числе прочих из Франции в Петербург. Об этом писала газета «Новость», сообщая читателям, что недавно вернувшийся из Парижа Боголюбов «… привез с собой несколько совершенно законченных произведений, в том числе… «Волга под Саратовом». Картина представляет панораму правого берега Волги у Саратова. Почти половину пространства полотна занимают бурые глинистые обвалы Соколовой горы. Вдали рисуются неясные очертания города и широкая гладь реки, поверхность которой бороздят парусные суда и паровые буксиры. В этой работе автор не стремился запечатлеть сам город и его неповторимый вид. Характерные приметы и архитектурные доминанты города практически не читаются, не угадываются в обобщенной композиции дальнего плана. Саратов в картине обезличен, уподоблен другим провинциальным городам. В интерпретации художника город предстает не как конкретная топографическая единица, а как органическая составляющая мира природы. Боголюбов выбирает очень интересный ракурс, изображая простирающуюся внизу панораму реки и высящиеся справа силуэты берега. Пейзаж построен на контрастах – темные и мрачноватые кручи противопоставляются бескрайнему простору неба и воды. Смелая диагональная композиция картины, контр-ажурное освещение, точно подмеченное автором состояние природы создают ощущение грандиозного масштаба и величия волжских просторов. В собрание Радищевского музея картина поступила уже после смерти А.П. Боголюбова в 1897 году согласно завещанию автора.
Полное описание
Источник: likengo.ru