• Выставка
  • Прикладное искусство
6+

Фарфор французских королей

  • Хочу сходить
  • Уже ходил

О событии

16 ноября в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева открывается выставка «Фарфор французских королей. Севрская королевская мануфактура и частные заводы Парижа XVIII – XIX веков». Выставка является продолжением проекта, посвящённого искусству и традициям керамического производства в различных странах. В экспозиции будет представлено более ста произведений декоративно-прикладного искусства Франции из собрания Радищевского музея. Основа коллекции французской керамики была заложена в 1927-1928 годах поступлением большого количества предметов из Государственного музейного фонда. Изысканные образцы столовой и десертной посуды, несколько бисквитных скульптур поступили в музей в 1970 году по завещанию врача Ольги Александровны Гордеевой, Почётного гражданина Саратова. В настоящее время в коллекции музея находится более 200 предметов керамики Франции, выполненных из различных материалов – мягкого и твёрдого фарфора, бисквита, фаянса. Ценнейшей частью этой коллекции, бесспорно, является фарфор, производившийся на Севрском заводе. Севр сыграл решающую роль в технологическом и художественном развитии европейского фарфора. Первоначально производство было налажено в Венсенне (1738). С 1745 года маркиза де Помпадур, заинтересовавшаяся новым материалом, сумела увлечь им и короля Людовика XV. С этого времени на обороте фарфоровых изделий появляется монограмма монарха: две буквы «LL», нанесённые голубым цветом. Людовик XV, желая переместить завод поближе к Версалю, приобретает земли в Севре, где в 1754 году для него строится здание по проекту архитектора Линде. С 1759 Севрская мануфактура становится королевской собственностью. В отличие от других заводов Европы и России, выпускавших изделия из твёрдого фарфора, Севр до конца XVIII века работал с особой массой – «pâte tendre» – мягким фарфором. От твёрдого фарфора его отличает полное отсутствие каолина (белой глины). Мягкий фарфор пластичен, роспись по его глазури даёт яркий, чистый цвет. Благодаря этому отличительной чертой, «маркой» Севрского мягкого фарфора становятся цветные фоны: синий, розовый, фиолетовый. Особенно знаменита бирюзовая фоновая краска. Самые ранние вещи севрского фарфора, представленные на выставке – это набор для мороженого, исполненный в конце 1750-х в изящном стиле рококо. Украшенный популярным мотивом того времени из бирюзовых переплетающихся лент, набор, видимо, был частью большого сервиза, включавшего около тысячи предметов. Увлечение Востоком привело в XVIII веке к тому, что европейские мастера стали делать вещи в «китайском стиле», получившем название «шинуазри». На изделиях Севрской мануфактуры появились сценки из жизни китайцев на фоне восточных пейзажей, архитектуры, диковинных растений. Роспись в стиле «шинуазри» исполнялась, например, как имитация китайских лаков – по чёрному фону золотом и серебром (позднее платиной). Такой способ декорирования применён на тарелке из десертного сервиза и чашке с блюдцем, исполненных в 1790-е годы. В последней трети XVIII века параллельно с изысканным стилем рококо в декоративно-прикладном искусстве развивается стиль Людовика XVI – классицизм. Появляются другие приёмы росписи: линии становится более спокойными, орнаменты симметричными, фон всё чаще оставляют белым. Формы приобретают более строгие очертания. К этому периоду относятся экспонируемые тарелки из сервизов «Арабесковый» и «Сад».
Читать далее
Источник: likengo.ru

Популярно_наэтой_неделе

  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
Источник изображения: likengo.ru