• Выставка
  • Живопись
6+

Москва. Пятидесятые

  • Хочу сходить
  • Уже ходил

О событии

17 ноября в Доме-музее Павла Кузнецова традиционно отметили день рождения мастера. В рамках проекта "Сто дней рождений Павла Кузнецова: 1998 - 2098" прошла ежегодная акция «Художники Саратова - Павлу Кузнецову». Это самая короткая выставка в мире, которая длится ровно минуту. И теперь коллективная фотография художников со своими работами, сделанная 17 ноября 2017 года, вошла в историю очередным фотосвидетельством памятного дня. В этом году выставка-акция прошла уже в двадцатый раз. День рождения Павла Кузнецова был отмечен еще одним событием - в мемориальном доме-музее открылась выставка «Москва. Пятидесятые». Зрители увидели около трех десятков работ Павла Кузнецова и его жены Елены Бебутовой из фондов Саратовского Радищевского и Вольского краеведческого музеев. Павел Варфоломеевич Кузнецов приехал в столицу из провинциального Саратова девятнадцатилетним юношей и остался здесь на всю жизнь. Закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, потом там же был профессором на кафедре монументальной живописи. И даже в годы войны принципиально отказался уезжать из города. В 50-е годы художник живёт в Карманицком переулке рядом с Арбатом, практически в центре огромной стройки. Рушат старые ветхие здания, возводят новые из железобетона, прокладывают широкие проспекты, магистрали. Судя по работам, Павел Варфоломеевич с огромным интересом и энтузиазмом переносит на холст, картон и бумагу состояние всеобщей радости созидания. Душа лирика с особым подъёмом воспринимает тот факт, что страшная война, наконец, закончилась, и началось великое обновление – массовое строительство новой жизни. Недалеко от дома, где жили Кузнецовы, находится Смоленская площадь. На ней в 1947 году началось возведение одного из самых главных символов Москвы – первого высотного здания – здания МИДа. По генеральному плану к 800-летию столицы должно было появиться восемь так называемых сталинских высоток. Существует легенда, что они выстроены по форме пирамиды – символа силы, энергии, власти – аналогично египетским. При этом огромное количество арматуры и металлические шпили предполагали их использование как гигантских передатчиков энергии. Увлечение наукой, мечты о космосе, обращение к космическим темам в то время серьёзно занимали общественное создание. Из этого периода творчества художника можно выделить отдельный небольшой цикл, назвав его «Высотки»: «Вечерняя Москва» (1950-е), «Москва-река» (1950-е), «Московский пейзаж» (1950-е), «Букет на жёлтой скатерти» (1953), «Москва. Строительство школы» (1954), «Под Москвой» (конец 1940-х – начало 1950-х) и т. д. В работе «Вечерняя Москва» на фоне тёмно-синего ночного неба между домами чётко вырисовывается ярко подсвеченное здание одной из высоток, напоминая величественную, возвышающуюся над городом фигуру узбечки на картине «Сартянка» 1920 года. Восточные мотивы не оставляют автора до конца жизни. В нескольких работах на переднем плане на фоне высоток стоят роскошные букеты. И они напоминают о кузнецовских среднеазиатских пейзажах с минаретами, стенами башен и крепостей, куполами, устремлёнными к небу, и перенесённым на московское окно «Бухарским натюрмортом». Особая тема в творчестве живописца – мосты. Один из самых ранних его мостов появился в этюде 1897 года «Разгрузка». Это пока ещё не мост, а всего лишь хрупкий дощатый настил, по которому грузчики переносят тяжести с баржи на берег. Особый интерес у нас, саратовцев, вызывают полотна с изображением строительства железнодорожного моста через Волгу. На фотографиях того времени мы привыкли видеть его графически чёрным, у Кузнецова же эти красивые, ажурные конструкции вписаны в многоцветный, наполненный жаркими азиатскими красками воздух. В Москве Павла Варфоломеевича в первую очередь привлёк Большой Каменный мост. Он изображал его и поздним вечером, когда «всё здесь замерло до утра», и когда «утро красит нежным светом стены древнего Кремля», и в жаркий полдень. Предрассветный мост художник пишет тяжелым, монолитным – плотно, густыми красками, как и дома на дальнем плане, придавая, за счёт оттенков воды и неба, утреннюю лёгкость всей композиции. На протяжении почти пятидесяти лет, бок о бок с Павлом Варфоломеевичем Кузнецовым жила и работала его супруга, друг и художник Елена Михайловна Бебутова. Москва была для художников и общим домом, и источником вдохновения. В 1950-е годы Елена Михайловна уже зрелый мастер. К этому времени она уходит от характерных для её раннего творчества экспрессии, динамичности, угловатых форм и всё ближе по живописной манере становится к своему мужу. Их объединяют и темы для работы, и, часто, натура. Но Москва Елены Михайловны наполнена людьми. В работе «Строительство дома» (1950-е) явно угадывается уже знакомая нам стройка. Но только здесь на ней дружно работает большая бригада молодых строителей новой жизни. А из современной школы по соседству выбегает стайка весёлых пионеров. «Весна у Большого театра» (около 1950 года) написана прозрачными и нежными красками, наполнена духом цветущих деревьев и весеннего солнца. И почти всё пространство наводнено счастливыми людьми, живущими в столице или приехавшими погостить. Несмотря на то, что темы для вдохновения эти два художника выбирали одни, и даже иногда пользовались одной палитрой, Елена Михайловна осталась художником, обладающим своим взглядом и отношением к окружающему миру. На выставке «Москва. Пятидесятые» у зрителя появляется возможность почувствовать два разных мира, подчинённых одному порыву, одной любви. Любви к прекрасному городу, обновлённой столице – Москве.
Читать далее
Источник: likengo.ru

Популярно_наэтой_неделе

  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
  • Valeriy_syutkin_presents
    Very_long_dateand_place
Источник изображения: likengo.ru