• выставка
  • живопись
6+

Плокхорст Бернгард. Скорбящая Богоматерь с ангелом

Расписание в Саратове
до 29 октября Музей им. Радищева

Описание

Бернгард Плокхорст передает чувство глубокой скорби, погруженности Богоматери в свое горе. Изображение максимально приближено к зрителю. Вместе с тем, невидимый барьер между зрителем и персонажами картины создается обрамлением, состоящим не только из деревянной рамы, но и «рамы», нарисованной самим автором на холсте. Благодаря этому, картина имеет форму круга, вписанного в квадрат. Художник избегает эффектных жестов, ярких цветных рефлексов. Чувства матери, потерявшей сына, выдают закрытые, плотно сжатые веки и губы, жест сцепленных в замок рук, мертвенно бледный цвет лица. Ангел укрывает Богоматерь своими крылами, в его глазах – слезы. Тема скорбей Богоматери (“Maria Dolorosa”), оплакивающей крестные страдания и смерть сына, в искусстве имеет давнюю традицию. Однако в XIX веке, названном историками самым безрелигиозным и прагматичным, к этой теме художники обращались редко. Популярными становятся занимательные «истории в картинках». Утрачивается высокая нравственная миссия искусства – волновать душу, вызывать сострадание и сопереживание. Против этой бездуховности уже в начале XIX столетия восстали немецкие и австрийские художники во главе с Фридрихом Овербеком. Они искали опору в религиозных и культурных ценностях прошлого, в христианских идеалах Средневековья и Раннего Возрождения. Этих мастеров стали называть «назарейцами» (Nazarener, по легендарному месту детства и юности Христа – Назарету). К «назарейцам» примыкал и автор нашей картины Бернард Плокхорст. Живописец и литограф, он учился технике литографии в Брауншвейге, затем живописи в Академиях Мюнхена и Берлина, продолжал образование в мастерской Т. Кутюра в Париже. Путешествовал по Бельгии, Голландии, Италии, жил в Берлине и Веймаре, где в 1866 –1869 годы занимал должность профессора Художественной школы. Он работал преимущественно как портретист, выполняя заказы многих знаменитостей. Особым психологизмом отличается написанный Б. Плокхорстом портрет великого музыканта Ференца Листа. Однако настоящее признание Б. Плокхорст получил, обратившись к религиозной теме. Широкую известность 48-летнему художнику принесла картина «Борьба Архангела с сатаной за тело Моисея». Представленная на Берлинской выставке 1872 года, она стала, по мнению современных критиков, его главным произведением. Последовал ряд крупных заказов от прусских церквей. Алтарная картина «Воскресение Христа» для собора в Мариенвердере (Западная Пруссия) включена авторами немецкого фундаментального издания, «Универсального словаря Мейера» (1896), в «Список самых выдающихся произведений со времен Чимабуэ». Картина «Скорбящая Богоматерь с ангелом», датируемая 1861 годом, относится к ранним религиозным произведениям мастера. Однако особенности его стиля здесь проявились в полной мере. В религиозной сцене художник использует приемы академической живописи – объемность, подчеркнутую реалистичность, доведенную даже до иллюзорности и натурализма. При этом ему удается вызвать у зрителя чувство преклонения перед величием духовного подвига Богоматери, глубокого сострадания и сопричастности к самой трагической странице христианской истории. Картина поступила в Радищевский музей из Государственного музейного фонда, ранее принадлежала Александру Ивановичу Гучкову (1862 – 1936), выходцу из старинной московской купеческой семьи, члену Государственного совета, который приобрел ее, видимо, во время своей учебы в Германии.
Полное описание
Источник: likengo.ru

Расписание

Ежедневно
до 29 октября
Показать всё расписание
Идет загрузка
В выбранном месяце нет сеансов
Что-то пошло не так
Подождите немного и обновите страницу

Адрес

Музей
ул. Радищева, 39
+7 (8452) 26-16-06