• выставка
  • живопись
6+

Русский учебный рисунок и акварель второй половины XIX – начала XX в.

Расписание в Саратове
до 1 октября Музей им. Радищева

Описание

В историческом здании Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева возобновлена экспозиция «Русский учебный рисунок и акварель второй половины XIX – начала XX века» из цикла «Графический альбом Радищевского музея». В системе академического художественного образования рисунку всегда отводилась первостепенная роль. Еще в проекте учреждения Петербургской Академии художеств – главной профессиональной школы для русских живописцев, скульпторов и архитекторов, говорилось, что достижение расцвета искусств невозможно без «твердого и исправного рисования», служащего «началом и основанием сих благородных художеств». Эти принципы, сформулированные в середине XVIII века, оставались неизменными на протяжении всей истории Академии. Бережно поддерживалась и методика преподавания, направленная на развитие у учащихся всех специальностей точности глаза, чувства пропорций, навыков в передаче объема, на владение различными техниками: карандашом, сангиной, тушью и другими материалами. Обучение рисунку включало следующие основные этапы: рисование простейших элементов орнаментов и геометрических фигур, копирование деталей человеческой головы и фигуры, рисование головы и фигуры целиком со скульптурных образцов и с живой натуры. Большое место отводилось копированию гипсовых слепков. В классах гипсовых голов и гипсовых фигур образцами служили слепки с великих античных статуй – воплощение господствовавших в Академии эстетических идеалов классицизма. Завершающим этапом занятий рисунком было обучение в натурном классе, где учащиеся ежедневно рисовали «академии» – этюды с обнаженной модели. В учебную задачу входили точное определение пропорций и анатомических особенностей, характера движений, выявление выразительного контура, света и теней. Наиболее сложным было рисование двух натурщиков. Такие постановки, отличавшиеся продуманностью и пластичностью, обычно подразумевали какой-либо сюжет, позволявший использовать их в дальнейших самостоятельных композиционных работах. Строгие каноны академических штудий не исключали индивидуальной манеры каждого рисовальщика. Сопоставление представленных в экспозиции рисунков Ф.С. Журавлева (учился в Императорской Академии художеств в 1855–1863) и В.Э. Борисова-Мусатова (в 1890–1891 – учащийся Московского Училища живописи, ваяния и зодчества; в 1891–1893 – Академии художеств) наглядно демонстрирует особенности формирующегося графического языка каждого из мастеров, а также усилившуюся к концу XIX века тенденцию к реалистической жизненности и конкретности. Новой страницей в истории художественного образования в России стало появление учебных заведений, направленных на внедрение профессиональных художников в промышленную сферу. Самым успешным проектом такого рода стало Училище технического рисования барона А.Л. Штиглица в Санкт-Петербурге, готовившее мастеров декоративно-прикладного искусства. В число обязательных учебных дисциплин входили: рисунок карандашом с гипсов и натуры, рисунок пером, отмывка тушью, акварель, рисование орнаментов и живых цветов. Для постановок в классе акварели использовались экспонаты богатейшего собрания музея Училища – рыцарские доспехи, чеканные шлемы, серебряные кубки и чаши, китайские вазы, парчовые и шелковые ткани и другие предметы прикладного искусства. Работы учеников отличались высоким качеством исполнения, мáстерской лепкой форм, тонким колоритом, построенным на звучных и чистых тонах. Одним из четырех филиалов Училища технического рисования барона А.Л. Штиглица стало Боголюбовское рисовальное училище, открытое в 1897 году в здании Радищевского музея. Так замысел А.П. Боголюбова воплотил весьма актуальную для своего времени идею художественного музея и рисовальной школы как единого культурно-образовательного центра. В год открытия музея (1885) в его коллекцию поступил обширный фонд учебных рисунков воспитанников Петербургской Академии художеств. В течение ряда последующих лет он был дополнен коллекцией экзаменационных работ учеников Центрального Училища технического рисования барона Штиглица. Этот дар был передан Надеждой Михайловной Половцовой – приемной дочерью А.Л. Штиглица, почетной попечительницей петербургского Училища, тонким знатоком искусства. Все переданные в Саратов ученические работы оказались незаменимым учебным материалом для питомцев «Боголюбовки». Многие их авторы остались безвестными, другие вошли в историю искусства. Сегодня эти работы составляют одну из интересных коллекций графического собрания музея, свидетельствующую об уровне художественного образования в России второй половины XIX века.
Полное описание
Источник: likengo.ru

Расписание

Ежедневно
до 1 октября
Показать всё расписание
Идет загрузка
В выбранном месяце нет сеансов
Что-то пошло не так
Подождите немного и обновите страницу

Адрес

Музей
ул. Радищева, 39
+7 (8452) 26-16-06