• выставка
  • живопись
6+

В.В. Воробьёв. Вид Рима. 1850-е

Расписание в Саратове
до 29 октября Музей им. Радищева

Описание

Творчество Максима Никифоровича Воробьева (1787-1855) было широко известно ценителям и знатокам искусства позапрошлого столетия. Талантливый педагог, многие годы руководивший пейзажным классом Академии художеств, он воспитал не одно поколение замечательных живописцев, среди которых были знаменитый маринист И.К. Айвазовский и будущий основатель Радищевского музея А.П. Боголюбов. Мастерство и талант М.Н. Воробьева привлекали к нему внимание высокопоставленных особ. Среди почитателей его живописи были князь А.Х. Бенкендорф и граф М.С. Воронцов. Особо благоволил к нему император Николай I, который постоянно давал мастеру разнообразные поручения и заказы на исполнение художественных работ. Выполняя высочайшие повеления, художник объездил страны Европы и Азии. Ему довелось побывать в Германии, Франции, Турции, Палестине, Греции. В 18451846 годах он совершил поездку по Италии, во время которой посетил Рим, Неаполь, Сицилию. Многочисленные этюды и зарисовки, сделанные во время этого путешествия, позже легли в основу его законченных полотен. Одной из таких картин, сделанных в конце жизненного пути М.Н. Воробьева, является пейзаж «Вид Рима». Работа поступила в собрание Радищевского музея в 1919 году из коллекции С.А. Юрьевича, дед которого был воспитателем великого князя Александра Николаевича (впоследствии императора Александра II). Полотно представляет широкую панораму вечного города в предзакатный час. Необыкновенно торжественным и спокойным увидел Рим художник с холма Пинчо, с самой высокой точки знаменитой Испанской лестницы. Отсюда взору зрителя открываются городские кварталы и строения, среди которых выделяются известные архитектурные доминанты – купол собора Святого Петра на горизонте и вторящий ему купол базилики Сан-Карлоаль-Корсо, среди застроек узнаются силуэты замка Святого Ангела и двух церквейблизнецов на Пьяцца дель Пополо. Художник представил Рим не только как великий исторический и культурный центр, но и как современный ему город. Лирическое звучание мотиву придают натурные сценки переднего плана: фигурки женщины с ребенком на балюстраде палаццо Зуккари, одинокие прохожие и мирно пасущиеся козы. Эти подробно выписанные детали усиливают грандиозные масштабы древней столицы. Автор изобразил довольно сложный в живописном отношении момент, когда уходящее за горизонт солнце еще не утратило своей яркости, и лучи его буквально пронизывают все вокруг, окрашивая улицы в светлые, серебристо-коричневые тона, зажигая сочные краски в кронах деревьев, удлиняя тени домов и человеческих фигур. Внимание зрителя притягивает окруженный золотистым ореолом солнечный диск, свет которого обрисовывает контуры зданий. В картине сильное романтическое начало сочетается с классицистическим принципом организации композиции и построения пространства. Мастерски владея способом передачи эффектов освещения, живописец сумел передать состояние засыпающего города перед наступлением сумерек. В истории русской живописи М.Н. Воробьев явился одним из основоположников лирического пейзажа. Наиболее точно суть его творческих исканий удалось выразить искусствоведу Г.В. Смирнову, заметившему, что художник «…стремился передать в своих картинах «настроение», свойственное пейзажу в конкретных условиях, хотя и предпочитал искать эти условия в наиболее торжественных состояниях природы». Живописец часто повторял свои работы, но почти всегда он вносил определенные изменения в трактовку одного и того же мотива. Очень похожая картина с названием «Закат в Риме» в настоящее время хранится в Тверской картинной галерее.
Полное описание
Источник: likengo.ru

Расписание

Ежедневно
до 29 октября
Показать всё расписание
Идет загрузка
В выбранном месяце нет сеансов
Что-то пошло не так
Подождите немного и обновите страницу

Адрес

Музей
ул. Радищева, 39
+7 (8452) 26-16-06