График работы музея:
вт–вс 10:00–18:00, пн — выходной
Ядро коллекции составляет мебель в стиле ампир (к. XVIII – н. XIX века), принадлежавшая семье томского золотопромышленника Асташева Ивана Дмитриевича, в усадьбе которого с 1922 г. располагается музей. В этом же стиле представлен набор мебели из особняка купца Смирнова (Томск, 1917 г.), украшенный бронзовыми деталями с египетскими мотивами. Ножки этого гарнитура выполнены в виде львиных лап, эта традиция заимствована из искусства древнего Египта и Рима.
На выставке вы также можете увидеть дамский столик и шкафчик в стиле рококо (XVII-XVIII вв.), изготовленные в середине XIX века. По легенде эти предметы стояли в будуаре хозяйки усадьбы Асташевой Александры Павловны. Стиль рококо характеризуют особая легкость, воздушность конструкции, отсутствие прямых линий, кокетство в декоре. Два вызолоченных стула с бантами на спинке (к. XVIII века) завораживают своим очарованием. Они были переданы музею Томским Комитетом по охране памятников в 1922 г. Вполне возможно, они также находились в асташевском особняке.
Очень необычен стиль «гротеск», в котором изобразительные и декоративные мотивы (растительные и звериные формы, фигурки людей, маски) объединяются в причудливые, фантастические сочетания. В этом стиле на выставке представлен дубовый стул (Южная Германия, к. XVIII в.). В его декоре помимо изображения мужских лиц, можно увидеть изображения оскаленных гарпий (гарпии — одни из самых свирепых и уродливых персонажей греческой мифологии). Эти существа изображаются в виде диких полуженщин-полуптиц с крыльями и лапами грифа, но с головой и грудью женщины. Экспонат был передан музею Комитетом по охране памятников в 1922 г.
Мебель в стиле эпохи Возрождения (XV-XVI вв.) представлена декоративными деталями мебели в виде герм (XVII – начало XIX вв.), поступившими в музей в 1932 г. из запасников Государственного музея изящных искусств (ГМИИ им. А.С. Пушкина). Герма – четырёхгранный столб, завершенный скульптурной головой, первоначально бога Гермеса (отсюда произошло название). Гермы служили межевыми знаками, указателями на дорогах и т. п. В мебели они часто украшали опорные части конструкции.
Комплект китайской и японской мебели появился в музее в 1920-х годах. Китайская мебель была вырезана из богашевского кедра китайскими мастерами, работавшими в Томске в начале XX века. Мебель, вероятно, продавалась в томском магазине японских товаров. В первые годы советской власти эти предметы хранились на складах Транспортно-материального отдела Губкомхоза как реквизированные у богатых томичей, а затем, по просьбе музейных работников, были переданы в музей.
Сибирский модерн в музейной коллекции отразился в наборе мебели, изготовленной по проекту известного сибирского архитектора А.Д. Крячкова для собственного дома (временно экспонируется в доме Крячкова – Музее деревянного зодчества.).
Рубеж XIX–XX веков ярко характеризуют бамбуковая мебель (два кресла, подставка под граммофон) и многочисленные образцы так называемой купеческой мебели: буфеты, столы, диван, кресла, стулья, сработанные либо в стиле позднего модерна, либо сочетающие признаки одновременно нескольких стилей. Они поступали в музей в основном от частных лиц и от организаций. Например, Облздрав передал в 1975 г. комплект мебели из НИИ Курортологии (бывшей гостиницы «Центральные номера»).
Городская мебель первой половины XX века представлена венской мебелью (в основном стульями фирмы «Тонет» и их подражаниями), примечателен раздвижной стол на 24 персоны стол, изготовленный в начале XX в. известным томским резчиком «деревянного кружева» мастером С. Несговоровым.
Каждый из представленных на выставке предметов имеет свою историю и особый неповторимый шарм.
Приглашаем вас на увлекательную экскурсию проникнуться волшебным ощущением сопричастности к истории.