Наяда и рыбак
Встреча обычного человека — будь то наследный принц или простой рыбак — с прекрасным потусторонним существом составляла главный сюжет балетного искусства XIX века. Такая встреча происходила в «Сильфиде» и «Жизели», двух самых популярных балетах столетия. Схожая история разворачивалась и в балете «Ундина, или Наяда»: морская нимфа влюблялась в сицилийского рыбака Маттео и выходила на берег, но у Маттео была невеста Джианнина. Спектакль имел огромный успех в европейских столицах. Его танцевали и в Петербурге — под названием «Наяда и рыбак».
Целиком этот балет не дошел до наших дней, но сохранилась сюита из него — три картины, в которых, тем не менее, прослеживается основная коллизия: сегодня рыбаку Маттео по-прежнему приходится выбирать, с которой из двух красавиц связать судьбу, фантастической морской девой или реальной рыбачкой. Поставленная в Екатеринбурге блестящим знатоком старинной хореографии Юрием Бурлака, сюита из «Наяды и рыбака» — праздник виртуозного классического танца, строгого, как архитектурные ансамбли Петербурга, и искрящегося, как Средиземное море в солнечный день.
Вальпургиева ночь
Джордж Баланчин — важнейший хореограф ХХ столетия, он сформировал наши сегодняшние представления о классическом танце; исполнение его балетов — вызов для лучших балетных трупп. «Вальпургиеву ночь» Урал Балет исполнил впервые в России, заслужив высокую оценку экспертов нью-йоркского Фонда Баланчина и уральской публики. Этот балет на музыку из оперы «Фауст» — Баланчин в чистом виде, автор тезиса «балет это женщина», мастер зрелища без литературного сюжета, когда вся соль заключена в головокружительной смене темпов и ритмов, малых и больших ансамблей. Кристальную, как всегда у Баланчина, конструкцию венчает неожиданный финал — вакхическая пляска двадцати четырех танцовщиц.
Приказ короля
Балет-путешествие «Приказ короля» сочинен специально для Урал Оперы: композитор Анатолий Королёв и хореограф Вячеслав Самодуров оглядывались на балетные феерии прежних времен, но придали им более острый силуэт и заключили в новые ритмы. В программе вечера — две сцены из балета. Большое па представляет всю труппу, от кордебалета до примы: действие то замедляется, предоставляя зрителям любоваться балериной, то вновь ускоряется в череде виртуозных соло и на полной скорости летит к финалу. За этим классическим ансамблем следует торжественное антре Короля — точнее, сразу семнадцати королей.