«Моцарт и Сальери» Николая Римского-Корсакова и «Пир во время чумы» Цезаря Кюи – это камерные и, одновременно, зрелищные спектакли, в основе которых лежит неизменный текст знаменитых «Маленьких трагедий» Александра Сергеевича Пушкина.
По мнению режиссёра спектакля Рустэма Галеева два произведения имеют множество связующих нитей. И это не только автор литературного первоисточника, не только близкие друг к другу годы создания сочинений и идеологическое родство композиторов – представителей творческого союза «Могучая кучка», но и, главное, большое количество внутренних музыкальных и драматургических связей. Именно поэтому постановщик спектакля поместил оперу Цезаря Кюи «Пир во время чумы» внутрь оперы Николая Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери», подчиняя оба произведения теме нравственного выбора человека перед лицом смерти.
«Если через какое-то время меня не станет, то зачем тогда совесть, Бог...? Позволено ли всё, если дальше ничего нет...?».
Этот спектакль – о выборе; но ответов здесь нет. И именно поиск этих ответов побудил Рустэма Галеева объединить между собой два оперных произведения, каждый из которых предлагает свой жизненный исход: либо человек, забывая обо всём (в первую очередь, о совести), пытается «урвать» последние минуты «счастья», либо уходит так, как покидает этот мир Моцарт – пишет бессмертный «Реквием» и остаётся в веках. Не случайно всю постановку завершает исполнение Lacrimosa – лирической кульминации этого великого сочинения австрийского композитора.