График работы:
ср–вс 11:00–19:00, пн–вт — выходной
Выставка продлится до 31.12.26
Камнерезное искусство Урала.
Первые опыты по обработке цветного камня на Урале относятся к середине 1720-х годов, когда в только что основанный Екатеринбург приезжает по приглашению Василия Татищева шведский резчик твердых камней Кристиан Реф.
Следующий этап, положивший начало систематической разведки, добычи и обработки каменного сырья, связан с императрицей Екатериной II. Благодаря этой страстной любительнице цветного камня в 1765 году в Екатеринбурге была учреждена Экспедиция по прииску и ломке цветных мраморов. На конец XVIII — начало XIX века приходится расцвет уральской глиптики.
В 1805 году художественное управление Екатеринбургской фабрикой было передано Академии художеств, а через шесть лет административное управление перешло в ведение Кабинета Его Императорского Величества. С этого времени начинается эпоха больших придворных заказов, когда по проектам ведущих архитекторов создавались монументальные вазы из яшм, родонита, лазурита, малахита...
Первая половина XIX века в истории уральского камнерезного дела считается малахитовой эпохой. Особенности материала заставляют мастеров использовать технику «русской мозаики»: на поверхности основы выкладывается рисунок из тонких узорчатых плиточек.
В начале 1840-х на Урал пришла сложнейшая рельефная мозаиа. На фабрике сформировался самобытный уральский тип «ягодного» пресс-папье: скомпонованные в виде небольшой горки, теснились на основании из калканской яшмы родонитовые ягоды малины, морошки из селенита, белой смородины — из хрусталя и черной — из обсидиана. С уральскими камнерезами связано и одно из ведущих направлений в деятельности фирмы Карла Фаберже.
О темпах возрождения уральского камнерезного промысла после революции 1917 года и Гражданской войны можно судить по участию мастеров во всесоюзных и международных выставках. В Первой сельскохозяйственной выставки СССР (1923) принимал участие Г.Д. Зверев — сына знаменитого горщика Данилы Кондратьевича.
В 1920 году преемником Екатеринбургской гранильной фабрики стал завод «Русские самоцветы», вошедший в состав треста, который объединил гранильные фабрики и значительную часть предприятий добывающей самоцветной промышленности. В годы Второй мировой войны камнерезное производство было свернуто, однако уже в первые послевоенные месяцы завод вновь начал выпускать письменные приборы и шкатулки из местных самоцветов. В следующие десятилетия формируется целая плеяда самобытных мастеров и художников, работы которых можно и сегодня встретить в домах россиян. Годы перестройки и начало рыночной экономики тяжело отразились на судьбе одного из старейших предприятий России. В результате конфликта между собственниками в 2004 году оно прекратило свое существование.
Авторское направление в камнерезном искусстве Екатеринбурга активно развивается в последние два десятилетия, когда художники, освободившись от технологического диктата крупных производств, получили возможность создавать камерные творческие произведения. Разнообразие творческих поисков современных авторов обуславливает не только оригинальность и новизну образных решений, но и дальнейшее развитие традиций уральской школы обработки цветного камня.
С конца XIX века на Урале развивается особая отрасль камнерезного дела — обработка мягкого камня. Западный склон Уральских гор богат месторождениями селенита, цветных гипсов, ангидрита, талькохлорита. Благодаря простоте и легкости обработки, невысокой стоимости, разнообразной структуре и широкой цветовой гамме, эти материалы быстро завоевали популярность. Постепенно складываются центры обработки разных видов этого специфического материала в Осинском уезде Пермской губернии. Большой вклад в сохранение и развитие уникального уральского промысла внесла созданная в 1936 году в Кунгуре камнерезная школа. С тридцатых годов XX века берет свое начало традиция создания анималистической пластики — фигурки забавных и трогательных зверушек на многие годы стали основным направлением в работе мастеров мягкого камня.
Ювелирное искусство Урала.
Ювелирное дело на Урале зародилось одновременно с началом обработки цветного камня. Известно, что уже в конце двадцатых годов XVIII века в Екатеринбурге были оправлены в серебро первые кольца и пуговицы.
Октябрьская революция 1917 года прервала развитие сложившихся традиций: на протяжении нескольких десятилетий ассортимент ювелиров ограничивался простейшими брошками, запонками, кулонами, украшенными лаконичными полированными вставками из яшмы и родонита.
Возрождение ювелирного дела на Урале связано с послевоенной задачей создания экспортных групп товаров народного потребления. Так, уже на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году были успешно представлены образцы украшений с уральскими самоцветами, принесшие заводу «Русские самоцветы» бронзовую медаль.
В начале 1960-х начинается активное применение в ювелирном творчестве поделочного камня. Приехавшие из центральной России мастера передавали уральцам навыки своей ювелирной школы. Множество произведений создается тогда в технике филиграни: рисунок выполняется из скрученных проволочек и мелких шариков из металла. Такого рода оправы традиционно обрамляют вставки ростовской финифти, характерны для украшений всей центральной России. Сочетание сложного рисунка в оправе с эффектным рисунком каменной вставки стало характерным для уральских ювелиров на два десятилетия.
Одним из первых художников, применивших филигрань для обрамления поделочных камней, был выпускник петербургского Высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной Владимир Ульянович Комаров.
Новое прочтение техники филиграни мы находим в творчестве Леонида Федоровича Устьянцева. Отказавшись от кручения проволочек и мелкой зерни, характерных для классического применения техники, ювелир сохраняет графичные линии тонких оправ, расставляя акценты с помощью отдельных шариков-зёрнышек. Большую роль в произведениях мастера играет камень, именно его рисунок, насыщенный цвет, прозрачность становятся средствами создания художественного образа. В близкой манере, но с более заметным вниманием к растительному миру, созданы произведения Михаила Михайловича Лесика.
Владислав Михайлович Храмцов — один из наиболее ярких художников уральской ювелирной школы. В искусстве Храмцова сформировался свой оригинальный подход к раскрытию образа произведения. Крупные формы, смелое обращение к большим объемам, сложные формы крупных вставок отличают созданные им работы. В произведениях Храмцова рубежа 1980-х-1990-х годов можно увидеть еще один характерный прием — их композиции собраны из множества миниатюрных деталей, как бы россыпей тщательно подобранных камней.
Девяностые годы ХХ века стали периодом активных поисков в ювелирном искусстве Урала. В качестве одного из путей его дальнейшего развития рассматривались этническое направление и стилизованная архаика. Наиболее ярко эти тенденции воплотились в творчестве Владимира Николаевича Шицалова и его учеников. Манеру Шицалова отличает и выбор необычных камней — полупрозрачных, с различными включениями и трещинами.
Еще одно новаторское направление в ювелирном искусстве Урала 1990–2000-х годов связно с поиском новых конструктивных решений, отходом от традиционных растительных и этнических мотивов. Яркие примеры этих тенденций мы встречаем в творчестве Владимира Евгеньевича Денисова и Александра Петровича Мирошникова.
Сегодня ювелирная палитра Екатеринбурга отличается разнообразием направлений, материалов и техник. Новые поколения мастеров сохраняют и развивают сложившиеся традиции уральской ювелирной школы.