• выставка
  • история
16+

Коран: притяжение гармонии

Описание

Выставочный проект «Коран: притяжение гармонии» знакомит с культурой и искусством ислама, связанными с коранической традицией. Коран в искусстве ислама занимает центральное место. В письменном виде Коран известен почти четырнадцать веков. Обязанность мусульманина правильно читать и писать Коран требовала совершенствования графики и знания грамматики арабского языка. Его текст стал объектом графического и художественного оформления уже в первые десятилетия после появления ислама: вскоре после смерти пророка Мухаммада (630 г.). Почтение к написанному Божественному Слову (к Корану) стимулировало развитие арабской графики и каллиграфии. Оно реализовалось бурным развитием многообразных форм и стилей каллиграфии. Разные почерки применялись в книжной культуре, эпиграфике, архитектуре, в предметах быта, в художественных панно. Эта традиция постоянна, она не угасает и сегодня. Искусство каллиграфии является одним из основных фундаментальных наследий культуры ислама. Выставочный проект представляет восемьдесят экспонатов из коллекций музея-заповедника Казанский Кремль. Посетители выставки познакомятся с историей появления Корана, особенностями текста и приемами его декора. Факсимиле Самаркандского списка Корана, известного как «Список Усмана» (Аль-Мусхаф аль-Усмани), поможет понять историю составления письменного текста Корана. «Казанское издание» Корана 1803 года, знаменитое как первое издание, осуществленное самими мусульманами, покажет вклад казанских татар в мусульманскую цивилизацию. Традиция составления «особых, изысканных, подарочных» рукописей Корана на выставке представлена роскошными факсимильными изданиями уникальных рукописей Корана, преподнесенных в дар Мечети Кул Шариф делегациями мусульманских стран во время их официальных визитов в Татарстан и посещения Казанского Кремля. Мусульманскую традицию библиофильства продемонстрирует коллекция переводов Корана на языки мира, собранная специально для мечети Кул Шариф известным казанским общественным деятелем Шамилем Закировым. Работы современных художников Турции преемственно следуют строгим канонам классического искусства каллиграфии, неизменно обращающегося к тексту Корана. Искусство каллиграфии у казанских татар наиболее ярко выразилось в шамаилях. Татарский шамаиль — коранические тексты с декором, сделанные с обратной стороны стекла с использованием фольги (на языке профессионалов — реверсная живопись на стекле). Во второй половине XX века оно продолжалось народными умельцами. В экспозиции татарский шамаиль представлен работами современных профессиональных художников, которые в конце ХХ века подхватили традиции искусства народного ислама, добавив новаторские композиционные решения, современные художественные техники и материалы. Цель выставки через искусство ислама показать значение Корана для мусульман, для цивилизации ислама, для мировой науки и культуры.
Полное описание
Источник: afisher.info