График работы:
ср–вс 11:00–19:00, пн–вт — выходной
Выставка продлится до 01.01.26
Экспозиция представляет большой этап истории отечественной культуры, который, однако, не совпадает с календарным веком, а охватывает период с конца 1900-х годов, когда на выставках впервые появляются произведения, далекие от классических и реалистических традиций, и до начала 1990-х — периода распада Советского союза.
Начинается обозначенный этап с целой череды открытий и создания новых направлений в искусстве. Это явление в истории мировой культуры получило определение «русский авангард».
Живопись авангарда демонстрируется в первых залах экспозиции. Самое раннее новаторское направление — неопримитивизм — представлен картинами Ларионова, Гончаровой, Розановой. Музей обладает превосходной коллекцией «московских сезаннистов», в которую входят произведения Кончаловского, Куприна, Машкова, Фалька, Лентулова. Кубофутуризм ярко демонстрируют картины Удальцовой, Певзнера, Пестель, Соколова. Начало XX века стало периодом рождения абстрактного искусства, и именно русские художники стояли у его истоков. В 1910 году В. Кандинский создал свою первую абстрактную композицию. Находящийся в экспозиции безусловный шедевр мастера «Импровизация № 217. Серый овал» представляет направление живописный экспрессионизм. Изобретенный К. Малевичем супрематизм — самое радикальное направление русского авангарда, в экспозиции он показан картиной мастера, созданной в 1915 году. Ответвлением геометрической абстракции является конструктивизм. В живописных композициях Родченко и Сенькина беспредметные цветные геометрические плоскости превращаются в элементы пространственной структуры, обретают конструктивную форму. Направление, образовавшееся в послереволюционный период в противовес беспредметному творчеству, было названо его создателем Штеренбергом обжективизмом. В экспозиции можно увидеть минималистские натюрморты самого мэтра и его соратников — Паина, Иванова, Левина.
Следующий зал посвящен советскому искусству 1920-х — начала 1930-х годов. В период первых лет советской власти художники ищут новые формы выражения революционных изменений в стране и связанных с ними собственных ощущений. Многообразие различных творческих объединений и группировок, существовавших в 1920-е годы, и используемых ими художественных приемов демонстрируют произведения Петрова-Водкина («4 искусства»), Машкова («Московские живописцы», ОМХ), Малютиной («Художники-реалисты»), Лабаса («ОСТ»), Покаржевского («Бытие», АХРР), Герасимова («Маковец», АХРР), Трембовлера («Бытие»).
Дальнейшее развитие советского искусства можно наблюдать в залах 1930-х—1940-х годов, когда основным методом создания художественных произведений, продиктованным официальными идеологами и насаждаемым тоталитарным сталинским режимом, стал социалистический реализм, предписывающий «отражать действительность в ее революционном развитии». Самыми характерными работами здесь являются тематические картины Пименова, Апостоли, Ряжского. Несомненный интерес представляют полотна Ионина, Строева, Ухановой, отличающиеся элементами примитивизма, проникнутые наивной непосредственностью, лишенные всякой помпезности, пафоса и ангажированности.
Уникальным экспонатом, который впервые экспонируется в залах музея, является масштабное майоликовое панно «Праздник» Исидора Григорьевича Фрих-Хара. Оно состоит из 49 деталей, соединенных в композицию, посвященную первым выборам в Верховный Совет СССР, проведенным на основе сталинской конституции 1936 года. Это событие состоялось 12 декабря 1937 года и было объявлено всенародным праздником. Фрих-Хар показал в своем произведении как проходили эти выборы в Киргизии.
Во время Великой Отечественной войны одними из основных жанров живописи являлись портрет и пейзаж, а сразу после ее окончания художники создавали как трагические образы пережитого, так и жизнеутверждающие полотна, прославляющие победу. Послевоенный период в отечественном искусстве был отмечен установкой на «сделанность», своеобразный академизм, а по сути — холодное, малосодержательное салонное искусство.
В зале искусства второй половины 1950-х—1960- годов можно увидеть те перемены, которые проявились как в образном, так и в формальном решении произведений советских художников после смерти Сталина. В период «оттепели» в них как будто ворвался свежий ветер, легкое дыхание жизни со всеми ее повседневными, частными делами и заботами, далекими от актуальной социальной тематики.
В этом же зале представлены полотна «сурового стиля», сформировавшегося в конце 1950-х годов. Среди их авторов есть как уральские художники, так и столичные. Суровость героев Никонова, Осиса, Коваленко определяется не только живописной стилистикой, но и самим характером, жизненной судьбой этих волевых, самоотверженных «людей дела»: строителей, моряков, геологов.
Следующая часть экспозиции посвящена искусству 1970-х — начала 1980-х годов. В период брежневского застоя культурный климат страны меняется — возникает ощущение разочарования и безысходности. Так называемые «официальные художники» продолжают писать картины в традиционных формах достоверного жизнеописания, однако нарастает и другая тенденция, представители которой ищут способы опосредованного истолкования своих впечатлений и переживаний. В это время сформировались и доминировали философско-иносказательные формы искусства, которые стилистически опирались на классическое искусство, примитивизм, неоэкспрессионизм, фотодокументализм.
Экспозиция заканчивается искусством второй половины 1980-х — начала 1990-х годов, когда с наступлением перестройки были сняты все запреты на формальные и стилистические поиски, неофициальные художники впервые свободно выставлялись наравне с официальными, картины в стилистике абстракционизма, соц-арта, сюрреализма соседствовали с работами реалистов. В 1991 году произошел распад СССР и завершился советский период российской истории, а отечественное изобразительное искусство постепенно стало преодолевать изолированность и зависимость от политических установок власти.