Екатеринбургский музей изобразительных искусств и Пермская государственная художественная галерея открыли грандиозный совместный проект «Пермское посольство».
15 ноября 2023 года в рамках ежегодного Общего собрания Союза музеев России директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин и директор Пермской государственной художественной галерии Юлия Тавризян подписали соглашение о сотрудничестве музеев на 2024 год. В связи с переездом Пермской художественной галереи в новое здание возникла идея выездного проекта под названием «Пермское посольство».
Проект «Пермское посольство» предполагает тотальную интервенцию в постоянные экспозиции двух площадок музея — в Главном здании и Центре «Эрмитаж-Урал» — самых знаковых произведений русской и западноевропейской живописи из обширного пермского собрания, которые зрители могут увидеть в течение всего 2024 года. Это существенно дополнит общую картину развития изобразительного искусства, позволит познакомиться с его новыми ключевыми фигурами, расширит представление о творчестве хорошо известных авторов.
В экспозицию русского искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств вошло 30 работ из постоянной экспозиции Пермской художественной галереи. Они разнообразны по жанрам, темам, стилистике, ярко отражают основные этапы развития отечественного искусства XVIII-начала XX века. Их включение в постоянную экспозицию ЕМИИ дает зрителям возможность полнее представить особенности и масштабы русского искусства в его лучших образцах.
Парадные и камерные портреты мастеров XVIII века (Пьетро Ротари, Федора Рокотова, Николая Тончи) в купе с пейзажными полотнами из коллекции ЕМИИ создают образ эпохи, прославившейся интересом к деятельным личностям (таковы портреты уральских заводчиков Никиты и Николая Демидовых).
Искусство первой половины XIX века представляют как романтические морские пейзажи Ивана Айвазовского, так и портретные работы выдающегося художника Василия Тропинина.
Особый акцент в экспозиции сделан на произведениях выпускников Императорской Академии художеств, прошедших стажировки в Италии и опиравшихся на лучшие традиции классического искусства. Масштабные полотна Федора Бруни («Богоматерь с младенцем»), Василия Худоярова («Меркурий и Аргус»), Федора Бронникова («Римские бани»), Александра Сведомского («На дворе гостиницы в Риме») создают величественную атмосферу идеальных образов, совершенных форм и виртуозной живописи. Этими качествами наделены и портретные образы Карла Брюлова («Портрет Великой княгини Ольги Николаевны»), Ивана Макарова («Портрет сестер Перовских», одна из которых впоследствии стала революционеркой).
Живопись художников-реалистов, членов Товарищества передвижных художественных выставок (Архипа Куинджи, Ивана Шишкина, Ильи Репина, Алексея Корзухина, Владимира Маковского), оставляет ощущение достоверности сцен повседневной жизни, психологической сложности характеров героев своего времени.
Период поисков нового художественного языка в живописи на рубеже XIX-XX века ярко показывают работы Бориса Кустодиева («Парижский бульвар ночью»), Игоря Грабаря («Весенний ветерок»), Сергея Виноградова («Головинка»), Виктора Борисова-Мусатова («Аллея»). Их сияющие яркими красками и излучающие свет картины, экспрессивная манера письма создают впечатление праздничного круговорота жизни, слияния человека с природой.
Живописные произведения из собрания Пермской художественной галереи вступают в экспозиции в живой диалог с работами из коллекции ЕМИИ и складываются в сложный, многомерный образ мира, запечатленный мастерами нескольких эпох.